Растет количество китайских интернет-торговцев, продающих свои товары на крупнейших российских онлайн-площадках — экспортеры все чаще обращаются к этим платформам, чтобы найти новые рынки сбыта и избежать западных тарифов, пишет FT.
Ozon Global – международная версия одной из крупнейших российских платформ электронной коммерции, получает 80% своих заказов из Китая и зарегистрировала не менее 100 тысяч китайских продавцов. В 2022 году количество продавцов из Китая составило около десяти тысяч. Wildberries – еще одна крупная российская платформа, заявила, что официально запустила канал для китайских продавцов в прошлом году.
Несколько китайских поставщиков рассказали FT, что кроме открытия счетов на специальных международных платформах они также регистрируют местные российские магазины электронной коммерции — процесс, требующий открытия российского банковского счета, оплаты складов внутри страны и получения оплаты в рублях.
Китайские поставщики заявили, что пытаются восполнить пробел, образовавшийся в результате выхода международного бизнеса из России после полномасштабного вторжения РФ в Украину более двух лет назад. Они добавили, что Россия является источником альтернативного спроса, поскольку западные рынки, включая ЕС и США, пытаются закрыть налоговые лазейки, стимулирующие развитие китайской индустрии электронной коммерции.
Согласно официальным данным, за первые шесть месяцев этого года китайская электронная торговля выросла на 13% по сравнению с предыдущим годом до рекордных 1,25 трлн юаней ($175 млрд).
“С китайской стороны [это] спад на традиционных рынках, таких как США и ЕС, на фоне их стремления снизить зависимость от Китая или даже запретить определенные китайские торговые платформы. А с российской стороны Китай – это, по сути, их единственный спасательный круг с учетом всех этих санкций”, - говорит профессор права Сингапурского университета Генри Гао.
Вэй, интернет-торговец в Шэньчжэне, попросивший не называть его полного имени, рассказал, что открыл магазин бытовой электроники на Ozon Global два года назад.
“У нас есть рынок сбыта только потому, что США ввели санкции против России. Это достаточно хорошо по сравнению с другими платформами. Уровни прибыли приличные....конкуренция не столь жесткая”, - сказал он.
Однако продавцы жалуются на трудности с получением платежей в юанях после введения санкций против России. Случалось, что Ozon запрещал продажу некоторых товаров на своем трансграничном канале, чтобы обеспечить соответствие глобальным законодательным требованиям. Но Вэй и другие продавцы утверждают, что им удалось избежать обеих проблем, открыв магазины, зарегистрированные на местном уровне.
В популярных публикациях на китайских платформах социальных сетей подробно описываются преимущества открытия счетов на местном канале Ozon.
Некоторые аккаунты рекламируют услуги по открытию счетов в банках и регистрации местного бизнеса. В одном из таких "агентств", с которым связалась FT, сказали, что могут зарегистрировать российскую компанию для управления местными магазинами электронной коммерции примерно за 30 тысяч рублей. За более высокую плату компания может даже попытаться найти российского юридического представителя как номинального руководителя компании.
Спрос на регистрацию российских компаний вызван именно интернет-торговцами, в первую очередь, на Ozon и Wildberries, и резко вырос с началом полномасштабной войны РФ против Украины.
По словам Исон Чен, управляющего китайско-российской логистической компанией в Шэньчжэне, спрос со стороны интернет-продавцов, открывающих местные магазины, начал опережать бизнес традиционных торговых компаний.
"Все, что я могу сказать, это то, что [спрос] будет продолжать расти", - добавил он.
С начала полномасштабной войны РФ против Украины, Китай и Россия расширили экономическое сотрудничество и дипломатические контакты, а стратегическое партнерство двух стран только укрепилось. Пекин не осудил вторжение РФ, хотя в официальных сообщениях заявляет, что нужно уважать суверенитет и территориальную целостность всех государств, призывая к миру.
Неоднократно сообщалось, что китайские компании играют решающую роль в укреплении военного потенциала России, в том числе из-за торговли товарами двойного назначения, которые могут использоваться для производства оружия – Китай стал ключевым каналом поставки критически важных технологий в РФ. Сам Пекин отвергает критику, заявляя, что его торговля с Москвой является "нормальным экономическим сотрудничеством" и не направлена против "третьей стороны". Детальнее об этом рассказывал Владимир Кравченко в статье "Вопрос жизни и смерти. Что следует знать о "поставках" китайского оружия России".