Какой должна быть эффективная реформа государственной угледобычи – советы экспертов

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Какой должна быть эффективная реформа государственной угледобычи – советы экспертов Решать проблему все равно придется © dtek.com
Реструктуризация сектора не должна быть направлена на неаргументированное закрытие шахт без предварительного аудита.

Годами правительство анонсирует решение проблемы убыточных государственных угольных шахт. При этом каждый раз все заканчивается очередными дотациями в сектор и откладыванием решений в долгий ящик. Ситуация грозит повториться и сегодня, на фоне растущего количества проблем в украинской энергетике.

Но решать проблему придется, пишут в своей статье для ZN.UA Алексей Козлов и Андриан Прокип.

"Реструктуризация государственного сектора угледобычи не должна быть направлена на неаргументированное закрытие шахт без предварительного аудита и деления их на перспективные и неперспективные. Консервация и закрытие должны сопровождаться частичным перераспределением высвобожденных трудовых ресурсов на перспективные шахты, которые продолжат деятельность до момента декарбонизации энергетики Украины", - отмечают авторы.

По их мнению, сохранение государственного права собственности на перспективные угледобывающие шахты имеет смысл лишь в случае наличия в госсобственности тепловой генерации. Однако опыт последних лет показывает, что часто государство не является эффективным собственником.

"Лучшим вариантом является дальнейшая приватизация "Центрэнерго" и передача перспективных шахт государственной собственности в частное пользование или государственно-частное партнерство. Если частные инвесторы не проявят интереса к перспективным шахтам, есть смысл оставлять их в государственной собственности с передачей в управление отдельной компании", - отмечается в статье.

Процесс реформирования государственной угледобычи может осуществляться в порядке следующих логических этапов:

1. Принятие концептуального решения о будущей форме собственности перспективных государственных шахт.

2. Формирование прогнозных балансов угля: оценка величины собственной добычи частными компаниями и спроса на ресурс до 2030 года.

3. Оценка величины дефицита, который может быть покрыт, благодаря государственным шахтам (с существующим уровнем добычи или с интенсификацией на отдельных шахтах).

4. Аудит государственных шахт и определение перечня перспективных, потенциально перспективных и шахт, подлежащих закрытию. Оценка потенциала этих шахт для покрытия возможного дефицита ресурса в стране.

5. Моделирование сценариев технико-экономических показателей работы перспективных шахт, принимая во внимание сценарные балансы угля и цены на энергоресурсы-заменители.

6. Закрытие и консервация бесперспективных и потенциально перспективных шахт. Поиск частных инвесторов для перспективных шахт или же выбор управляющей компании в случае сохранения шахт в государственной собственности. Временное решение проблемы персонала шахт, которые консервируются и закрываются: переведение работников на соседние объекты угледобычи, предложение компенсации для лиц пенсионного и предпенсионного возраста.

7. Формирование стратегии переориентации угольных регионов для дальнейшей декарбонизации.

Порядок реорганизации перспективных шахт должен состоять из следующих этапов:

1. Списание и ликвидация долгов угледобывающих предприятий. Очищение от непрофильных активов.

2. Распределение перспективных шахт, которые будут продолжать работу, выделение их групп в отдельные юридические лица.

3. Проведение перераспределения материальных и трудовых ресурсов в пользу перспективных шахт.

4. Моделирование технико-экономических показателей работы перспективных шахт (на основе сценарных балансов угля и результатов аудитов). Разработка программ развития угледобывающих компаний для передачи их частным собственникам или управленцам.

5. Поиск потенциальных собственников, готовых за минимальную цену получить и использовать актив с обязательствами эффективного его функционирования в будущем.

6. Поиск заинтересованных сторон для входа в государственно-частное партнерство шахт, которые не были проданы на предыдущем этапе.

7. Передача в управление отдельному государственному холдингу или же консервация шахт, на которые не было спроса со стороны частных собственников.

Читайте также: В Минэнерго заявили об остановке 95% угольных предприятий

Подробнее о том, какой должна быть реформа государственного сектора угледобычи, читайте в статье Алексея Козлова и Андриана Прокипа "Реструктуризация государственного угледобычи: прекратить игру в имитацию" для ZN.UA.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме