Но решать проблему придется, пишут в своей статье для ZN.UA Алексей Козлов и Андриан Прокип.
"Реструктуризация государственного сектора угледобычи не должна быть направлена на неаргументированное закрытие шахт без предварительного аудита и деления их на перспективные и неперспективные. Консервация и закрытие должны сопровождаться частичным перераспределением высвобожденных трудовых ресурсов на перспективные шахты, которые продолжат деятельность до момента декарбонизации энергетики Украины", - отмечают авторы.
По их мнению, сохранение государственного права собственности на перспективные угледобывающие шахты имеет смысл лишь в случае наличия в госсобственности тепловой генерации. Однако опыт последних лет показывает, что часто государство не является эффективным собственником.
"Лучшим вариантом является дальнейшая приватизация "Центрэнерго" и передача перспективных шахт государственной собственности в частное пользование или государственно-частное партнерство. Если частные инвесторы не проявят интереса к перспективным шахтам, есть смысл оставлять их в государственной собственности с передачей в управление отдельной компании", - отмечается в статье.
Процесс реформирования государственной угледобычи может осуществляться в порядке следующих логических этапов:
1. Принятие концептуального решения о будущей форме собственности перспективных государственных шахт.
2. Формирование прогнозных балансов угля: оценка величины собственной добычи частными компаниями и спроса на ресурс до 2030 года.
3. Оценка величины дефицита, который может быть покрыт, благодаря государственным шахтам (с существующим уровнем добычи или с интенсификацией на отдельных шахтах).
4. Аудит государственных шахт и определение перечня перспективных, потенциально перспективных и шахт, подлежащих закрытию. Оценка потенциала этих шахт для покрытия возможного дефицита ресурса в стране.
5. Моделирование сценариев технико-экономических показателей работы перспективных шахт, принимая во внимание сценарные балансы угля и цены на энергоресурсы-заменители.
6. Закрытие и консервация бесперспективных и потенциально перспективных шахт. Поиск частных инвесторов для перспективных шахт или же выбор управляющей компании в случае сохранения шахт в государственной собственности. Временное решение проблемы персонала шахт, которые консервируются и закрываются: переведение работников на соседние объекты угледобычи, предложение компенсации для лиц пенсионного и предпенсионного возраста.
7. Формирование стратегии переориентации угольных регионов для дальнейшей декарбонизации.
Порядок реорганизации перспективных шахт должен состоять из следующих этапов:
1. Списание и ликвидация долгов угледобывающих предприятий. Очищение от непрофильных активов.
2. Распределение перспективных шахт, которые будут продолжать работу, выделение их групп в отдельные юридические лица.
3. Проведение перераспределения материальных и трудовых ресурсов в пользу перспективных шахт.
4. Моделирование технико-экономических показателей работы перспективных шахт (на основе сценарных балансов угля и результатов аудитов). Разработка программ развития угледобывающих компаний для передачи их частным собственникам или управленцам.
5. Поиск потенциальных собственников, готовых за минимальную цену получить и использовать актив с обязательствами эффективного его функционирования в будущем.
6. Поиск заинтересованных сторон для входа в государственно-частное партнерство шахт, которые не были проданы на предыдущем этапе.
7. Передача в управление отдельному государственному холдингу или же консервация шахт, на которые не было спроса со стороны частных собственников.
Подробнее о том, какой должна быть реформа государственного сектора угледобычи, читайте в статье Алексея Козлова и Андриана Прокипа "Реструктуризация государственного угледобычи: прекратить игру в имитацию" для ZN.UA.