КАК ПЛАТИТЬ ЗАРПЛАТУ БЕЗ ДЕНЕГ

17 января, 2003, 00:00 Распечатать

Очень просто, скажут читатели. А разве не платили в Украине зарплату зерном, колготками и даже фаянсовыми изделиями сантехнического назначения?..

Очень просто, скажут читатели. А разве не платили в Украине зарплату зерном, колготками и даже фаянсовыми изделиями сантехнического назначения? Все так, действительно платили. Подобный эксперимент мы пережили совсем недавно, так что старожилов, которые помнят абсолютно все, даже искать не приходится. Искать надо тех, кто знает, а главное, умеет организовать по науке выплату заработка, чтоб и работодатели оказались не в накладе, и наемные работники ножки от бескормицы не протянули. А если в масштабах страны — то тех, кто умеет сбалансировать потребности отраслей и областей, совместить бизнес-интересы с элементарными нравственными принципами.

Наш Кабмин — не умеет.

Конечно, ему не позавидуешь. В прошлых номерах «ЗН» подробнейшим образом рассказывало, что получилось в стране после «пакетного принятия» госбюджета-03 и закона о повышении минимальной заработной платы. И в какой двусмысленной ситуации — с подачи дружественно настроенных депутатов и Президента — оказалось правительство. Кабинету Януковича хватило мужества заявить, что повышение минимальной зарплаты до 237 гривен с 1 июля, как того требует закон, нереально. А до 185 грн. с поэтапным разнесением этих сумм по всей тарифной сетке — реально. Ну а затем запас мужества иссяк, и начались всяческие изыскания, как бы не ущемить кого-то нужного и не обидеть кого-то сильного.

Самыми ненужными и, с точки зрения Киева, маловлиятельными оказались местные бюджеты. Судя по правительственному проекту изменений к закону о госбюджете-03, им не потребуется никаких дополнительных ресурсов для поднятия зарплат со 165 до 185 гривен. Аргументация смешная и даже обидная: дескать, расчетный объем бюджетов городов и весей против 2002 года увеличился на 3,2 млрд. гривен, так вот пусть и выкручиваются. Но увеличивали-то под 165 грн. минимальной зарплаты!

Да, можно предположить, что к концу первого — началу второго квартала за счет определенного роста подоходного налога с новой, более высокой зарплаты местные финансисты все-таки сведут концы с концами. (Ну, может, не профинансируют месяц-другой покупку энергоносителей или другие нужды.) Но подоходный налог в Украине нельзя считать, словно среднюю температуру по больнице.

В отдельных городах, особенно там, где кормильцем одно-единственное предприятие, возможны такие неприятности, что зубы на полку на многие месяцы положат и медики, и учителя, и прочие бюджетники.

Киеву это не интересно. Не- ин-те-рес-но! Киеву бы с госбюджетом разобраться, ведь туда возросший подоходный налог не придет.

Конечно, возрастут поступления от НДС, акцизов. Но на это правительство почему-то не очень надеется. Не далее как в среду первый вице-премьер Николай Азаров подчеркнул, что дальнейший поиск резервов увеличения доходной части — это «дорога в никуда». И рассказал на заседании Кабмина, как правительство будет сокращать на 10% средства на содержание министерств и ведомств.

Однако… Судя по проекту изменений к госбюджету-03, это сокращение более чем виртуальное. По большинству министерств цифры не меняются. А если меняются, то в основном в сторону незначительного увеличения. Поскольку «сэкономленное» пойдет на зарплаты чиновникам, которые тоже увеличатся в рамках всеобщего повышения минимальной зарплаты до 185 гривен. Словом, все как в анекдоте, где генерал, инспектируя воинскую часть, спрашивает у солдат, хорошо ли их кормят. «Так точно, вашбродь! — ответствуют служивые. — Даже остается!» — «А что с остатками?» — «Поедаем!»

Как водится, депутаты более нетерпимы к избыточным расходам на госуправление. Но их радикализм напрямую связан с партийной принадлежностью. Если, например, Юлия Тимошенко с товарищами по фракции предлагает очень сильно «пощипать» финансирование силовых структур, то Нестор Шуфрич из фракции СДПУ(о) гораздо более сдержан. Тимошенко предлагает, к примеру, урезать пайку Государственной налоговой администрации на 350 млн. грн. (из одного миллиарда с небольшим), а г-н Шуфрич — всего на 80 млн. Но зато он «находит» аж 750 млн. грн. «излишков» в финансировании Минтопэнерго. И предлагает изъять их на минимально-зарплатные нужды. А расходы по техническому перевооружению шахт (те же 750 млн.) финансировать путем установления 7-процентной надбавки к тарифу на электроэнергию.

Свежо? Не просто свежо — революционно! При таком подходе дефляции в стране уж точно больше не будет. Что будет с конкурентоспособностью продукции, финансовым состоянием различных отраслей, в пояснительной записке к законопроекту не сообщается. Надо думать, ввиду дефицита времени и бумаги.

Пострадают ли в конечном итоге угольщики и Минтоп, когда от обсуждения депутатский зал перейдет к нажиманию кнопок? Вопрос, скорее, риторический. Хуже складываются дела для «Укрзалізниці». Уж не знаю — то ли звезды не так встали, то ли авторитет транспортных начальников иссяк, но пополнять социальные статьи бюджета почти наверняка примутся за счет железнодорожников. Все три автора проектов — Кабмин, Шуфрич и Тимошенко — настроены на это всерьез. Потому что «Укрзалізниця», оказывается, имеет что-то порядка 700 млн. грн. прибыли в год.

Мы не будем спорить, беднее ли в нашем отчестве многие другие монополисты. И насколько обоснованно то, что серьезные финансовые сокращения коснутся лишь железнодорожников. Обратим внимание на неэкономическую сущность предполагаемой операции, при которой обеспечение бесплатного проезда студентов и учащихся по железной дороге (37,1 млн. в расчете на год) будет возложено на плечи самого ведомства. Если украинские реформы и дальше пойдут таким путем, то вскоре мы увидим нечто совсем диковинное. Учащиеся младших классов идут со стаканчиками на ближайший молзавод за бесплатным молоком; ветераны войны стучатся за бесплатным (по закону) валидолом в кованые ворота фармацевтического завода. Уголь по льготной цене отпускает какая-нибудь донецкая шахта, и со всей страны к ней тянутся очереди жаждущих энергоносителя… Ну а бюджетный закон гордо реет на гвоздике.

К этой картине осталось добавить лишь одну деталь — крохотную, но страшную с точки зрения общественной морали украинских перспектив. В поисках дополнительных ресурсов для повышения зарплат Кабмин предлагает сократить финансирование по статье «Информатизация общеобразовательных учебных заведений и компьютеризация сельских школ» на 50 млн. грн. При одновременном увеличении содержания для Государственного управления делами, Государственной службы охраны и ряда других ведомств. Что ж… Это все учителя виноваты: видно, ни Виктору Федоровичу, ни Николаю Яновичу никогда не объясняли, что уровень цивилизованности любого общества измеряется отношением к старикам и детям…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно