Падение "Яндекса", "российской версии Google", является символом экономических и культурных проблем, вызванных вторжением России в Украину, пишет The New York Times.
В начале года "Яндекс" был редкой историей успеха в российском бизнесе, который не только доминировал в веб-поиске и сервисе такси по всей России, но и активно наращивал охват этими услугами в других странах.
Через приложение "Яндекса" можно было вызвать такси в таких отдаленных от России городах, как Абиджан, Кот-д'Ивуар; Осло, Норвегия; или Ташкент, Узбекистан. Кроме того, компания занималась доставкой продуктов в Лондоне, Париже и Тель-Авиве. Пятьдесят экспериментальных роботов "Яндекса" катались по кампусу Университета штата Огайо в Колумбусе (США), доставляя студентам еду Grubhub, планировалось расширить их до 250 американских кампусов.
Компания насчитывала более 18 тысяч сотрудников. Ее основатели были миллиардерами. В ноябре прошлого года компания стоила более 31 миллиарда долларов. После того, как президент России Владимир Путин вторгся в Украину, стоимость компании упала ниже 7 миллиардов долларов: западные инвесторы вышли из России, а западные правительства ввели жесткие экономические санкции. Фондовая биржа Nasdaq приостановила торговлю акциями компании.
Руководству компании пришлось закрыть разные международные предприятия, в частности службы доставки в Лондоне, Париже и Колумбусе. Основатель Аркадий Волож и его первый заместитель ушли в отставку после того, как Европейский Союз ввел санкции против обоих, обвинив их в содействии дезинформации Кремля.
Предприятию не грозит банкротство. Но его внезапное изменение судьбы служит не просто предостережением для инвесторов в авторитарной стране, которая зависит от капризов одного правителя. Яндекс также символизирует проблемы, с которыми сталкиваются российские компании в радикально измененном экономическом ландшафте и растущие разногласия из-за войны в обществе в целом.
Основанная как поисковая система в Интернете еще до Google, Yandex предлагала множество услуг, включая электронную коммерцию, карты, потоковую передачу музыки, облачное хранилище и беспилотные автомобили. Иностранным инвесторам это понравилось, а для россиян это был виртуальный джин – сочетание Google, Uber, Amazon и Spotify в одном. Но у компании была ахиллесова пята, которую скрывали вплоть до вторжения в Украину.
Ее успех как поисковой системы и поставщика услуг, как Google и других гигантов социальных медиа, был основан на доверии общественности. До войны около 50 миллионов россиян ежедневно посещали его домашнюю страницу, где список из пяти главных заголовков был для многих основным источником информации.
Руководство "Ядекса" и его пользователи согласились с кремлевским кураторством над источниками новостей, но считали это ограниченной частью разветвленной, новаторской технологической империи. Однако с вторжением и подавлением Кремлем любых публичных обсуждений войны «Яндекс» быстро стал предметом шуток.
В сети некоторые пользователи высмеяли его давний слоган "Яндекс. Вы можете найти все", переделав в «Яндекс. Найти можно все, кроме правды» или «Яндекс. Можно найти все, кроме совести».
"Яндекс был как остров свободы в России, и я не знаю, как это может продолжаться дальше", - сказала Елена Бунина, профессор математики, чей пятилетний срок пребывания в должности исполнительного директора Яндекса закончился в апреле, когда она эмигрировала в Израиль.
Интервью с 10 бывшими и нынешними сотрудниками "Яндекса" раскрывают портрет компании, застрявшей между двумя непримиримыми императивами. С одной стороны, ей нужно удовлетворить требования Кремля, который полон решимости подавить любое сопротивление тому, что он маскирует как свою «специальную военную операцию» в Украине. С другой – западные правительства, инвесторы и партнеры, ужасаемые российской войной, а также более прогрессивные сегменты собственной российской аудитории.
«Им нужно найти путь между этими двумя, и это вроде бы невозможно, — говорит Илья Красильщик, уволившийся из управления службой быстрой доставки продуктов «Яндекс Лавка» после того, как его привлекли к уголовной ответственности за публикацию фотографий зверств в Буче, совершенных российскими войсками. — В любой другой ситуации это была бы идеальная компания как Google, как и любая технологическая компания. Но у Яндекса есть проблема, поскольку это российская компания».
Основанный двумя магистрами математики в 1997 году, "Яндекс" давно утверждал, что генерирует около 60 процентов веб-поисков в России. (У Google около 35 процентов).
До «Яндекса» российские такси состояли из случайных водителей, пытавшихся заработать небольшую сумму денег. Uber пытался выйти на рынок, но в конце концов уступил и стал партнером Яндекса в России и многих странах бывшего СССР. "Яндекс Такси" расширилось примерно в 20 странах.
Как и многие успешные компании в России, особенно те, кто занимается новостями любого формата, «Яндекс» вскоре попал на глаза Кремлю. Телохранители имиджа Путина заметили, что новости с критикой Путина часто появлялись на «Яндекс Новостях». Во время уличных протестов в 2011 и 2012 годах, а затем во время нападения на Крым и восточную Украину в 2014 году кремлевские чиновники пытались отредактировать список приемлемых источников новостей, а иногда даже отдельные заголовки.
"Яндекс" пытался объяснить, что алгоритм автоматически генерирует список из тысяч источников на основе популярности.
"Давление на нас растет с 2014 года, и мы сделали все возможное, чтобы сохранить нейтральную роль", - сказал в июньском интервью Джон В. Бойнтон, американский предприниматель и председатель совета директоров компании. "Мы не лезем в политику, мы никогда этого не хотели".
Но «Яндекс» был слишком большим, чтобы не быть впутанным в политику, и Кремль продолжал обрезать его независимость. Новые законы заставили агрегаторы новостей и поисковики использовать официально подтвержденные источники, а правительство усилило контроль над структурой управления компанией.
«Они просто дергали за ниточки, если хотели», — сказала Эстер Дайсон, одна из двух американцев, ушедших из правления, когда началась война. По ее словам, стало ясно, что Кремль "идет дальше к полному контролю".
После вторжения 24 февраля Путин быстро подписал закон, согласно которому распространение «фейковых новостей» о военных является преступлением, предусматривающим заключение до 15 лет и значительные штрафы.
Технический предприниматель Тоня Самсонова, которая продала свой стартап «Яндексу» за несколько миллионов долларов, но все еще им руководила, прочитав онлайн-статью британской газеты о том, что Кремль привел ядерные силы страны в состояние повышенной готовности, проверила заголовки на «Яндексе». Там она нашла непристойную историю от государственного агентства о силах сдерживания. Встревоженная, она направила сообщение нескольким руководителям «Яндекса» с предложением опубликовать новости, которые сплотили бы оппозицию против войны; это вызвало жесткое «Нет». После этого Самсонова уволилась, обвинив компанию в сокрытии гибели гражданских лиц, совершенных российскими военными.
Заключенный оппозиционер Алексей Навальный писал в Twitter: «Не забывайте, что главным пропагандистом войны является совсем не телевидение, а российский IT-гигант «Яндекс».
Компания ответила на обвинения в распространении дезинформации, заявив, что российское законодательство связало ей руки и что она хочет сохранить средства к существованию своих сотрудников и интересы своих инвесторов.
Затем компания объявила, что создаст Yandex.News и Yandex.Zen, своеобразную платформу для ведения блогов, вызвавшую гнев правительства как основное средство распространения видео, которые Навальный регулярно создавал, разоблачая коррупцию Кремля.
Руководители Яндекса говорят, что их главная задача сейчас — продолжать инновации, пока сердце компании остается в России, отрезанное от большинства западных технологий.
«После начала войны мы приостановили все наши инициативы по предоставлению наших услуг по всему миру», — сказал Бойнтон.
Около 2500 покинувших Россию сотрудников остаются за рубежом, и темпы увольнений из компании ускоряются.
«Яндекс» испытвает также проблемы из-за растущего раскола между оставшимися в России сотрудниками и теми, кто за рубежом, что затрудняет даже разговор, а тем более сотрудничество. Те, кто внутри, обеспокоенно отказываются говорить о войне, а ушедшие с отвращением часто не хотят больше иметь ничего общего с родной землей.
«Это не только о "Яндексе". "Яндекс" - это как страна в миниатюре», - говорит Красильщик о расколе между россиянами.