ИДЕЯ БУХУЧЕТА «БРОДИТ» В УКРАИНЕ

27 ноября, 1998, 00:00 Распечатать Выпуск №48, 27 ноября-4 декабря

1999-й станет годом «бухгалтерской революции»? Судя по всему, уже в недалеком будущем украинские бухгалтеры, акционеры хозобществ, налоговики, даже зарубежные инвесторы будут понимать друг друга с полуслова...

1999-й станет годом «бухгалтерской революции»?

Судя по всему, уже в недалеком будущем украинские бухгалтеры, акционеры хозобществ, налоговики, даже зарубежные инвесторы будут понимать друг друга с полуслова. По крайней мере, законопроект «о языке бизнеса» (а таковым по праву считается бухгалтерский учет) уже подготовлен. Более того, в достаточно солидной среде - с участием первых лиц парламентского комитета по экономической политике, специалистов Нацбанка, Минфина, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Центра развития украинского законодательства, USAID и, разумеется, представителей СМИ - состоялась его презентация. «Крестные отцы» проекта сразу отметили, что он значительно повысит роль бухучета в Украине. Хорошо бы!

«Государство -

это учет!»

(В.Ульянов-Ленин)

Как известно, в те не столь отдаленные времена бухучету уделяли достаточное внимание. Были четко определены его функции: сбор и обработка информации для государственных органов управления. Речь идет не только о статистических и налоговых органах, но прежде всего о вышестоящих министерствах и ведомствах. Кстати, последние на основании полученных данных как раз и «определялись» по наиболее важным вопросам - планирования, ценообразования, закупок, поставок и, уж конечно, заработной платы работников. Предприятие рассматривалось лишь как частичка государственной собственности, а бухгалтерский учет обеспечивал информацию о ее сохранности. Одним словом, существовавший тогда порядок устраивал всех, в первую очередь государство, ибо оно и являлось «единственным и неповторимым» собственником и инвестором.

Вполне понятно, что в рыночной экономике бухгалтерский учет выполняет принципиально иные функции. У предприятия, с одной стороны, возникает потребность в своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и для анализа их результатов. С другой - предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него свои средства. Наряду с этим и в условиях рынка продолжает сохраняться необходимость отчета перед государством о своевременности и полноте уплаты налогов.

Есть и еще один, отнюдь немаловажный момент, заставляющий нас «реформироваться»: отечественная система статистики давно уже оставляет желать лучшего. По словам народного депутата, секретаря комитета по экономической политике, руководителя рабочей группы по разработке законопроекта о бухучете Ирины Белоусовой, макроэкономические данные Минстата лишь частично основываются на микропоказателях, поскольку в полной мере их просто нет. Неудивительно, что показатели МВФ, Всемирного банка и других международных институтов, как правило, никогда не совпадают с кабминовскими. С чем присутствовавший на презентации заместитель министра финансов Василий Регурецкий полностью согласился. Реформа бухучета - это не только тогда, когда бухгалтер не хочет работать по-старому...

Есть надежда, что реформа бухгалтерского учета позволит создать надежную информационную основу для развития рынков капитала, приватизации, увеличения притока внутренних и внешних инвестиций, оценки эффективности функционирования частного сектора. Кроме того, сопоставимость системы бухгалтерского учета в Украине с международными стандартами является одним из важных условий эффективности международных экономических связей.

Конечно, как утверждает руководитель аналитического отдела Центра развития украинского законодательства Андрей Мирошниченко, многие из принципов, заложенных в международных стандартах по бухгалтерскому учету, являются совершенно новыми для наших бухгалтеров, работавших в условиях административной экономики. Скажем, принцип «преобладания сущности над формой» и принцип «предусмотрительности» существенно видоизменят отечественный бухучет. В частности, благодаря последнему и у нас станет возможным занижать доход и завышать затраты, если того требует ситуация.

Практикующие бухгалтеры и директора предприятий, наверное, прекрасно понимают, о чем идет речь. К примеру, на столичной фабрике «Желань» рассказывали, что известный модельер Воронин долго не мог понять, почему по нашему бухучету фабрика имеет прибыли, а в реальности - терпит убытки... В законопроекте сказано однозначно: система отечественного бухучета и финансовой отчетности должна соответствовать международным стандартам. Кстати, принявшие участие в презентации «гранды» украинского учета - Валерий Пархоменко и Сергей Голов - уже даже уточнили, что 30 международных стандартов будут «творчески переработаны» в 26 национальных.

Налоговый учет - не есть бухгалтерский

Есть еще одно обстоятельство, подталкивающее к «бухгалтерской реформе». Дело в том, что сегодня, по словам народного депутата, заместителя председателя комитета по экономической политике Юрия Еханурова, бухгалтерский учет, который является необходимым элементом экономических реформ, оказался на задворках. Единые правила игры для всех не установлены, соответствующего закона нет, а коль так, то делаются активные попытки подменить бухгалтерский учет налоговым. Не говоря уже о том, что сегодня бухгалтеры практически безоружны перед налоговиками. А у нас прав, как известно, тот, у кого больше прав.

Налоговый учет, осуществляемый бухгалтерией, менее объемный и имеет одну-единственную цель - обеспечивать правильность расчетов предприятия с государством. В налоговом учете нет необходимости отражать какую-либо дополнительную информацию, не имеющую отношения к таким расчетам. Вести учет должен бухгалтер, а контролировать его правильность - налоговые органы. Но верно ли это?

Г-жа Белоусова однозначно отвечает: нет! В условиях рыночной экономики информация собирается не только для статистических и налоговых отчетов, а прежде всего для оперативного управления, финансового менеджмента, собственников и кредиторов. Другими словами, роль и место бухгалтерии на предприятии в недалеком будущем коренным образом изменится. К тому же, все новации в сфере налогов не должны противоречить логике бухгалтерского учета и заставлять бухгалтера вести какой-то отдельный учет в зависимости от требований налоговиков. Вышеупомянутый законопроект обещает все расставить на свои места.

Формула «бухуспеха»:

1+1=1

Итак, проект столь нужного документа готов. Однако возникает весьма странный вопрос: коль бухучет так важен, почему соответствующий закон до сих пор не принимали? Похоже, на него вряд ли кто-то сможет ответить. Ибо даже председатель профильного парламентского комитета Станислав Гуренко и его заместитель Юрий Ехануров сожалели о столь поздней «любви» законодателей к «милому бухгалтеру».

Вместе с тем многие присутствующие не могли не отметить еще один важный момент: за сравнительно короткое время найден компромисс между разными методологическими подходами. Ведь до сентября 1998 года в Украине существовало два альтернативных (читай, диаметрально противоположных. - Авт.) законопроекта о бухучете - от Минфина, Минэкономики и Минстата с одной стороны и от Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины - с другой. Разумеется, у каждого проекта были свои особенности. К примеру, если в первом проекте предусматривалось широкое и чрезвычайно детальное описание порядка осуществления бухгалтерских расчетов, то во втором - определялись лишь основные элементы и нормы, устанавливались ориентиры финансовой и управленческой отчетности и т.д.

Понятно, что и тот, и другой проекты имели свои плюсы и минусы. Однако ни один из них не то что не вступил в законную силу, а и вовсе не депутатами рассматривался. Впрочем, иначе и быть не могло: рассмотрение одного варианта при существовании другого было бы бессмысленным. Вот почему решение рабочей группы о создании на базе двух документов одного специалисты еще два месяца назад расценили как официальное объявление окончания «войны» законопроектов о бухучете в Украине.

Как бы странно это ни звучало, но пока что все идет «без сучка и задоринки». Теперь даже идеологи бывших законопроектов мирно соседствовали за одним столиком. Поэтому остальное будет зависеть от народных избранников - как скоро они доберутся до этого законопроекта. Правда, руководитель рабочей группы Ирина Белоусова прогнозирует, что уже в конце декабря или в начале следующего года документ можно вносить в сессионный зал.

По ее мнению, у законопроекта не должно быть ярых противников. Ибо сегодняшняя ситуация надоела всем: и «теневикам», которые чутко реагируют на каждый шорох, и налоговикам, которые по горло сыты обвинениями в свой адрес. А о бухгалтерах и говорить нечего: если будет принят законопроект, тогда, даст Бог, их работа войдет в нормальное русло. Потому что еще Лука Пачоли сказал: «...Ибо кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить, как слепой, в потемках наугад, и не миновать ему больших убытков».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно