Госинвестиции в порты должны окупать себя за 8 лет - ученые

22 мая, 2015, 11:43 Распечатать

Окупаемость при этом может растянуться на многие десятилетия, уверены эксперты. 

 

Окупаемость государственных инвестиций при дальнейшей эксплуатации объекта государством, должна быть не более восьми лет, - завила в интервью журналистам  кандидат экономических наук, заведующая отделом развития производственной инфраструктуры ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины" Елена Никифорук.

Эксперт прокомментировала официальный ответ государственного предприятия ГП МТП "Южный" ZN.UA о том, что общая стоимость сервитута (плата за пользование) глубоководных причалов №5 и №6 в 2014 году составила 23,7 млн. грн.

В рамках пилотного проекта Мининфраструктуры - концессионирования крупнейшего морского порта "Южный" - в пользование будущему собственнику будет передано имущество, в которое государство  вложило в 2012-2013 гг. свыше 1,2 млрд. грн. инвестиций (порядка 150 млн. дол. в эквиваленте). Речь идет, в частности, о дноуглубительных работах и реконструкции глубоководных причалов - №5 и №6, которые сегодня единственные в Украине способны принимать суда типа Capesize.

"Речь идет о вложенных государственных средствах в серьёзную подготовку качественной эксплуатации порта "Южный". И учитывая то, что причалы являлись частью большого проекта по дноуглублению канала и маневровой акватории для того, чтобы полностью загружать суда дедвейтом свыше 200 тыс. тонн, можно говорить о том, что стоимость сервитута  23,7 млн. грн. (1,1 млн. дол. в эквиваленте на сегодня) для причалов №5 и №6 является крайне небольшой" - подчеркнула Е.Никифорук.

Эксперт отмечает, что срок окупаемости госвложений может быть сокращен за счет сдачи в аренду других активов порта. Однако, при нынешних показателях, окупаемость может растянуться на многие десятилетия.

"При передаче государственного объекта в концессию акценты немного меняются, поскольку, это партнёрство предполагает взаимовыгодную основу. И при вложении средств, государство-инвестор должно быть заинтересовано в их быстрой отдаче - то есть на протяжении 4-5 лет. Кроме адекватной арендной платы, можно воспользоваться возможностями государственной системы налогообложения и взимать с концессионера, например, налог на землю", - отметила Е.Никифорук.

Эксперты отрасли считают, что стоимость сервитута глубоководных причалов, как и арендные ставки за пользование другими государственными активами, должны быть пересмотрены в случае передачи порта частному собственнику. Это позволит не только в должные сроки окупить колоссальные государственные вложения, но и удержать на том же уровне поступления от порта, контроль над которым фактически будет потерян.

Ежегодные отчисления порта "Южный" в бюджеты разных уровней  составляют порядка полумиллиарда гривен. Передавая порт в концессию, государство должно гарантировать для себя финансовый результат на уровне "до концессии" или выше, считают эксперты.    

 

        

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 8
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >