Эксперты объяснили, как сделать газораспределительные системы привлекательными для инвесторов

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Эксперты объяснили, как сделать газораспределительные системы привлекательными для инвесторов ГРС следует инвентаризировать и провести их оценку
Капитальные ремонты на объектах газораспределительных систем выполняются крайне редко, а дооценка обычно вообще не проводится.

Чтобы обеспечить заинтересованность международных инвесторов в капиталовложениях в развитие и модернизацию большей части устаревших объектов газораспределительных систем (ГРС) в Украине, необходимо провести полную их инвентаризацию и осуществить справедливую, независимую оценку имущества.

Об этом в статье для ZN.UA пишут народный депутат Виктория Войцицкая и эксперт по вопросам энергетики Николай Когут.

Авторы напоминают, что с 1 октября 2015 г. вступил в силу Закон Украины "О рынке природного газа", которым предусматривается перезагрузка газовой отрасли страны и ориентация на конкурентный и прозрачный энергетический рынок в соответствии с требованиями Европейского Энергетического сообщества и Третьего энергопакета.

По мнению Когута и Войцицкой, для привлечения инвесторов в Украине необходимо обеспечить эксплуатационное, а желательно, еще и имущественное единство всех объектов ГРС, а также их безопасную и бесперебойную эксплуатацию.

Читайте также: Отключать газ с 1 октября из-за нового закона никому не будут - НАК и облгазы

Кроме того, деятельность ГРС должны быть ввыгодными и государству, и пользователю, иначе облгазы вновь легко саботируют даже первый этап - инвентаризацию объектов ГРС, говорится в статье.

При этом, авторы отмечают, что реальной альтернативы облгазам как субъекту, который мог бы более или менее качественно организовать инвентаризацию всех ГРС, сейчас, к сожалению, нет.

"При том, что государственные объекты составляют технологическую и имущественную основу для почти всех ГРС, их стоимостная доля в учете облгазов является непропорционально малым: государственные объекты (часто введены в эксплуатацию в 60-80-х годах ХХ ст.) в основном исчерпали свой технический ресурс. При этом капитальные ремонты на этих объектах выполняются крайне редко, дооценка не производится практически вообще. Даже приблизительную справедливую стоимость государственных объектов ГРС без осуществления независимой оценки пока установить невозможно", - отмечают Войцицкий и Когут.

По мнению авторов, арендатор может быть не заинтересован вкладывать средства в модернизацию сетей из-за неуверенности в получении компенсации капиталовложений, а также достаточно непродолжительного срока аренды (обычно пять лет).

По их информации, сегодня государственные объекты ГРС не оформлены и не зарегистрированы собственниками в установленном порядке, а земельные участки под ними не отведены.

"Возможные затраты на оформление и регистрацию нескольких сотен тысяч объектов с целью дальнейшей передачи их в аренду могут составлять сотни миллионов, а то и миллиарды гривен, источник покрытия которых не определен, а срок реализации процесса трудно даже спрогнозировать (вероятно, не менее одного-двух лет).Также отсутствует источник покрытия затрат на обязательную независимую оценку, проводимую для определения размера арендной платы, а также на регистрацию договоров аренды недвижимого имущества", - говорится в статье.

Альтернативой, по мнению авторов, является переход к концессионным отношениям, которые являются более долгосрочными, чем арендные, а для их оформления не нужны такие жесткие меры подготовки, как при аренде - достаточно привести перечень имущества, которое передается для осуществления концессионной деятельности.

"Определив достаточный экономически обоснованный срок для концессии, государство, с одной стороны, разблокирует правовые преграды на пути к оформлению отношений цивилизованного пользования объектами ГРС, с другой - создаст относительно комфортные условия для частного инвестора, который сможет расширить горизонт планирования до 10–50 лет, что создаст экономическую базу для модернизации устаревших сетей", - говорится в статье.

"Принципиальным преимуществом концессий по сравнению с арендой является также то, что после окончания концессионных отношений концессионер, исходя из сути отношений, должен вернуть весь имущественный комплекс, обеспечивающий осуществление определенного вида деятельности, включая созданные или приобретенные за счет концессионера объекты (хотя и предусмотрена возможность компенсации). Следовательно, если такая позиция будет четко записана в концессионном договоре (а закон это прямо предусматривает), государство наконец обеспечит технологическую и имущественную целостность ГРС (по крайней мере, на этапе прекращения срока действия договора концессии)", - отмечают авторы.

Напомним, по информации ZN.UA, должным образом документацию на объекты газораспределительных систем в Украине оформлено лишь на 1-2% от их общего количества. При этом объектов права государственной собственности среди оформленных объектов, практически нет.

Подробнее читайте в статье Виктории Войцицкой и Николая Когута Государственные газораспределительные сети: как превратить чемодан без ручки в эффективную систему в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме