По его словам, даже если смотреть на ключевые даты, то «Южный поток» появился после учреждения в 2004 году консорциума Nabucco, который к 2007 году получил хорошую начальную динамику.
«23 июня 2007 года «Газпром» и Eni подписали Меморандум о взаимопонимании по «Южному потоку». Это можно считать точкой отсчета. А 18 января 2008 года в швейцарском кантоне Цуг (там же, где с 2004-го функционирует хорошо известное и «дорогое» каждому украинцу «РосУкрЭнерго») итальянской Eni и российским «Газпромом» была создана компания South Stream AG для реализации проекта строительства «Южного потока», - отметил эксперт.
«И теперь - самое главное: Nabucco расстраивает российскую стратегию, направленную на создание механизма транснационального манипулирования направлениями, потоками и ценами экспортируемого газа. Если «Газпром» будет иметь «Северный поток» и «Южный поток», а к имеющемуся газопроводу Ямал-Европа и 50% в хабе Баумгартен прибавится контроль над ГТС Украины, - он получит идеальную систему для панъевропейских газовых манипуляций, - подчеркнул М.Гончар. - А Nabucco, не контролируемый «Газпромом», с выходом в австрийском хабе обеспечит высокий уровень конкуренции. Ресурс «Газпрома» с большой долей вероятности окажется неконкурентным, учитывая его традиционную политику максимизации экспортных цен».
Но Nabucco, по его словам, с ресурсами газа, неконтролируемыми «Газпромом» (азербайджанский, туркменский и др.), означает, что европейские покупатели получат возможность играть не по правилам «Газпрома», а по правилам конкурентного рынка.
«Поэтому внешнее противодействие «Газпрома» и РФ направлено на то, чтобы любой ценой помешать реализации проекта Nabucco, даже если словесно высказываются нейтральные или игнорирующие оценки», - добавил он.
К факторам внешнего противодействия эксперт также относит не только воздействие «Газпрома», который небезуспешно пытается на протяжении последних трех лет закупить по максимуму газ из месторождения Шах Дениз, но и противодействие норвежской Statoil. Именно эта компания, по словам М.Гончара, активно лоббирует развитие ITGI и ТАР - вместо Nabucco.
«На первый взгляд, это выглядит странным, но мотивация Statoil сродни газпромовской - не допустить на европейском рынке некоего «избыточного» газа. Поэтому норвежцы предпринимают попытки «увести» потенциально избыточный газ из Nabucco в Южную Европу, на Балканы, в Италию, не допуская его в Австрию, откуда он автоматически сможет попадать на рынки стран Центральной Европы. Это еще одна интрига последнего периода противодействия Nabucco, которая становится все более очевидной. Норвежцев тут вряд ли можно в чем-то упрекнуть, ведь Норвегия не является членом ЕС и не обязана проводить энергетическую политику по указке из Брюсселя», - отметил эксперт.
Подробнее читайте в свежем номере «ЗН. Украина» в интервью Аллы Еременко с Михаилом Гончаром.