ДРАГОЦЕННЫЙ МУСОР

26 марта, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 26 марта-2 апреля

Как было здорово в застойные годы: пионеры сдавали металлолом, их родители - макулатуру, получали з...

Как было здорово в застойные годы: пионеры сдавали металлолом, их родители - макулатуру, получали за это вымпелы, талончики на редкие книги и на дешевую колбасу, в нагрузку покупали материалы съезда и пели жизнерадостные песни.

Сейчас в нашей стране вопрос утилизации, в том числе и отслуживших свое автомобилей, ушел далеко на третий план, ввиду внешних более насущных проблем. Однако цена на цветные и редкие металлы всегда оставалась высокой у наших соседей. В начале перестройки и бурного движения отечественных «челноков» на восточноевропейские рынки цветные металлы, не охраняемые и не оцененные на родине, контрабандным путем двинулись в том же направлении. Сейчас этот вопрос поднят, но то и дело появляются жуткие сообщения о жертвах высокого напряжения при попытке снять, например, с железнодорожного оборудования представителей все той же дорогой расы цветных металлов. Добывать кустарным способом из автомобилей такое сырье нерентабельно. Поэтому лжестаратели ищут и находят более простые способы.

Эти проблемы, несмотря на разные пути развития цивилизации, очень схожие в мире. Великобритания, страна, ставшая одной из первых на буржуазно-капиталистические рельсы, оказывается, и по менталитету, и по подобным проблемам во многом схожа со страной, узкоколейные дороги которой строил Павка Корчагин. В Великобритании и в некоторых других государствах воровство дорожных знаков стало стихийным бедствием. Полиции приходится идти на радикальные меры по ловле многочисленных дорожных воришек. Причина банальна и все та же - высокая цена цветных металлов. Городские власти теряют десятки тысяч фунтов стерлингов на постоянную замену дорожного оборудования. Так что наши родные старьевщики по металлам, несуны медной проволоки с заводов - такие же старатели, как и их туманноальбионные коллеги. Людям только дай Клондайк, а пилить батареи в подъездах смогут и английские лорды.

Самое забавное, что все эти незаконно снятые с дорог предметы, вследствие круговорота в природе, порой занимают свои же места. Правда, есть и места, где это драгоценное сырье просто некуда девать.

Современный автомобиль - продукт достаточно сложный и состоящий из тысяч компонентов и материалов. В современной машине только общая длина всех проводов достигает 10 км. Рассортировка материалов, пригодных к дальнейшему употреблению в производстве, - технологически достаточно сложное и дорогое дело. Вот почему в Германии есть объявления о продаже машин бесплатно. Законопослушному бюргеру дешевле подарить машину, чем сдать ее в утиль. Это стоит не менее 250 марок. «Похороны» старых авто стали целой индустрией на Западе. Самое смешное для нас, что в Германии прежде чем «перемолоть» автомобиль, обязательно его моют «в последний раз». Потом его выставляют в зал, где в основном наши «пылесосы» за бесценок скупают нужные запчасти.

В Германии и некоторых других высокоразвитых странах из переработанных материалов изготавливают элементы дорожного покрытия и разметки. Переработка иногда несколько дороже первичной добычи, но цивилизованный подход к максимальному обороту продукта рассчитан на экономический эффект в будущем.

Самый же большой апофеоз утильного маразма был, пожалуй, в конце 40-х годов. Военная автомобильная техника, которую поставляли Англия и США по договору ленд-лиза в Страну советов, по правилам должна была возвращаться на родину после войны. В советские порты пригонялись огромные баржи. Союзники очень тщательно и страшно придирчиво принимали только в идеально исправном состоянии отвоевавшую технику. Однако ее тут же на баржах резали на металлолом и отправляли за океан уже грудой бесполезного материала. Таким образом уничтожались десятки, сотни тысяч «студебеккеров», «виллисов», на ходу и в отличном состоянии. Причина - изменившаяся политическая обстановка между бывшими союзниками. Из-за политических амбиций массово уничтожалась легендарная боевая техника, воевавшая против общего врага.

Политика, как внутренняя, так и внешняя, всегда влияла на общественное мнение и даже на прагматичную технологию производства. Утилизация советских времен - тема отдельной статьи. В наше время и в нашей стране соображения технологов и экологов в потоке всеобщих проблем слишком слабы. Но если в семье вовремя не договориться, кто, когда и как будет выносить мусор и сортировать старый хлам на полезный и не очень, то можно себе представить, во что превратится квартира даже с самым лучшим евроремонтом. Если эту проблему постоянно отодвигать на завтрашний день, то очень скоро ее придется решать в пожарном порядке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно