Действующая система валютного регулирования в Украине насчитывает более 100 нормативно-правовых актов (НПА). По подсчетам экспертов, ежегодно в каждый из НПА вносится в среднем 12 правок, 30% НПА носят разрешительный характер. Это создает препятствия для предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, увеличивая как их прямые расходы (например, на получение разрешительных документов, приобретение лицензии или уплате фиксированных сборов), так и потерянные доходы (возникают в результате ожидания на выполнение разрешительных процедур в валютном регулировании).
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Евгений Степанюк, начальник управления реформирования финансового сектора НБУ. По его словам, в частности, не получается отойти от модели отвлечение средств банков в депозитные сертификаты НБУ.
"Зато новая архитектура валютного законодательства должна привести к существенному сокращению количества нормативно-правовых актов. В частности, с принятием нового закона утратят силу Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля", а также Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте". Нормативно-правовые акты Национального банка будут собраны и приведена в соответствие с новым законом в течение шести месяцев с даты его принятия, - пишет эксперт. - со временем разрыв между Украиной, которая медлит с либерализацией валютного законодательства, и остальными экономиками, что уже прошли этап рыночной трансформации, только расширяется. По оценкам Института международных финансов (IIF), приток иностранного капитала в развивающиеся страны, в 2017 году составил 970 млрд долл. США (+35% к предыдущему году), а в 2018 году – превысят 1 трлн долл. США (впервые с 2014 года). Ожидается, что наибольший вес в них будут занимать ПИИ (558 млрд долл. США или 54% к общему объему поступлений)".
Подробнее о валютном регулировании читайте в материале Евгения Степанюка "Валютная либерализация в Украине: чем быстрее, тем лучше?" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".