ЧТОБ КАЖДЫЙ КОНЬ, НЕ ЧУЯ СТАЛИ, ПО ВОЛЕ ПУТЬ ИЗБРАЛ СЕБЕ...

1 марта, 1996, 00:00 Распечатать

Заботу государства о мясном рационе граждан не назовешь ни излишней, ни несвоевременной. В то врем...

Заботу государства о мясном рационе граждан не назовешь ни излишней, ни несвоевременной. В то время, как вкус котлет многими уже давно забыт, вывоз сырья для оных - а, попросту говоря, живого скота, - прогрессирует, достигнув в прошлом году довольно существенной величины в более чем 200 тыс. голов. Любящие пожаловаться на бедность сельскохозяйственные товаропроизводители заработали на этом более 53 млн. долларов США. О руководителях животноводческих хозяйств ходят легенды: дескать, живут, не зная горя; кабинеты американской офисной мебелью обставили и по сотовым телефонам с руководством о пролонгации кредитов говорят. И все это на фоне катастрофического сокращения поголовья: так, если в 1991 году на колхозных фермах сыто мычало почти 25 млн. тонн крупного рогатого скота, то к началу текущего года от сытости остались одни воспоминания, а от былых тучных стад - лишь немногим более 17 млн. голов.

Понятно, что уменьшение поголовья вызвано многими, как принято говорить, субъективными и объективными причинами, но руководство АПК во всем поспешило обвинить экспортеров. И не без попытки дать им по рукам: с начала 1996 года постановлением Кабмина введен порядок регистрации всех экспортных контрактов, имеющих предметом вывоз живого скота через систему МВЭСТорга. Экспортную пошлину пока не ввели, квотирование и лицензирование экспорта, согласно международным торговым стандартам, отсутствует, но знающие люди говорят, что регистрация обходится покруче всяких пошлин и квот с лицензиями. Впрочем, и до них, судя по всему, скоро дойдет дело.

В соответствующих комиссиях Верховного Совета уже обсуждается внесенный Кабмином законопроект об экспортной пошлине на живой скот и кожсырье, который в случае его принятия со «зловредным» экспортом, судя по всему, покончит. Дело в следующем: величина предлагаемых ставок такова, что их введение максимально приблизит цены на украинскую продукцию к мировым. Прихлопнув таким образом экспорт, радетели спасения отечественного скота сыграют на руку отечественной же перерабатывающей промышленности: последняя вновь окажется в положении монополиста и будет единолично диктовать цены производителю. Понятно, не самые высокие, - ведь в том, что цена на тонну живого веса КРС поднялась на внутриукраинском оптовом рынке до полутысячи долларов, заслуга именно либерализации внешней торговли, во времена же тотального квотирования и лицензирования она была значительно ниже.

Споры вокруг ставок экспортной пошлины сулят быть долгими и жесткими. Но уже сейчас комиссия ВС по вопросам финансов и банковской деятельности заняла в них вполне конструктивную позицию. В отличие от кабминовского, законопроект от комиссии предлагает вывести с помощью пошлин на уровень мировых цены только на молодняк крупного рогатого скота - ценнейшее сырье не столько для мясоперерабатывающей, сколько для фармацевтической и кожевенной промышленности. На остальные же виды продукции комиссия предлагает ввести пошлины щадящие, а хозяйства - производители этих «остальных видов», то есть коров, быков, овец и т.д. - освободить от таможенного обложения вообще.

В какой степени эти предложения воплотятся в основном тексте закона, сказать пока трудно, ибо вряд ли Кабмин, в компетенции которого находится забота о мясных ресурсах и сохранении мясного баланса, легко откажется от собственной стратегии. Однако не исключено, что вопрос о введении пошлин на экспорт живого скота во всей его противоречивости окажется составной частью гораздо более глобальной проблемы финансирования АПК вообще. Ведь прогнозируемые 8 трлн. крб. дополнительных бюджетных поступлений от введения таможенного обложения экспорта скота - практически единственное предложение аграрников по увеличению доходной части бюджета, расходную часть которого они намереваются изрядно пощипать.

Кроме того, проблема сохранения мясных ресурсов имеет еще один пикантный аспект - зафиксированный Минстатом медленный, но неуклонный рост поголовья в приватном секторе. Возможно, с учетом этого аспекта алгоритм решения проблемы мог бы быть иным: начинать с создания такой системы хозяйствования, при которой без законодательной стали и декларируемой заботы государства о желудках граждан мяса окажется вдоволь и на отечественных, и на зарубежных столах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно