В сентябре прошлого года началось производство бензинов на нигерийском НПЗ Dangote. Это вызвало существенные проблемы на европейских НПЗ, которые до недавнего времени избыток своих бензинов продавали в Африку. Теперь, когда экспорт из Европы в Африку упал, цены на рынке Старого Света также пошли вниз. Об этом пишет Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95", и Иван Марченков, аналитик "Консалтинговой группы А-95", в статье - "Цены на бензин: неожиданное влияние Африки на европейский рынок топлива" .
Над европейскими НПЗ нависли немалые проблемы, о чем свидетельствуют соответствующие цифры. Так, в прошлом году Европа экспортировала около 45 млн тонн бензинов, крупнейшими импортерами были США и Нигерия, на которые пришлось 9 и 8 млн тонн, соответственно. В свою очередь общая годовая потребность Нигерии в импорте составляла 12-13 млн тонн. НПЗ Dangote при мощности переработки нефти 650 тыс. барр./день (33 млн тонн/год) способен производить ежемесячно 1-1,1 млн тонн бензинов. Таким образом, африканский производитель обеспечил собственным топливом внутренний рынок.
Экспорт из Европы в Нигерию в четвертом квартале 2024-го уменьшился вдвое, до 1,12 млн тонн. В январе бензиновая маржа (разница между котировками бензина и нефти) упала до 5,4-8,7 долл./барр. - самого низкого уровня с 2021 года.
Как результат, с сентября прошлого года разница между котировками бензина на севере Европы и в Средиземноморье начала уменьшаться. Кроме того, литовские и немецкие производители из-за профицита снизили премии. Это сделало бензин от западных поставщиков дешевле, чем на юге. В январе стоимость 1 кубометра литовского или немецкого бензина на украинской границе была на 34-46 долл. меньше стоимости румынского продукта, даже когда OMV Petrom был вынужден снизить наценки на 40-50 долл./кубометр.
С другими материалами Сергея Куюна и Ивана Марченкова можно ознакомиться по ссылкам.

