Бизнес к бизнесу — украинско-американское сотрудничество. В конце марта в Нью-Йорке состоялся второй форум украинско-американских бизнес-связей

15 апреля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №14, 15 апреля-22 апреля

Этой представительной конференции в аккуратном старинном особняке Украинского института Америки предшествовали несколько месяцев серьезной подготовки...

Этой представительной конференции в аккуратном старинном особняке Украинского института Америки предшествовали несколько месяцев серьезной подготовки. А сама идея форума уже давно витала в воздухе. Украинский конгрессовый комитет Америки (УККА), мощная организация украинской диаспоры, уже не первый год проводит в Вашингтоне форумы по политическим проблемам. Но сосредоточиваться сегодня на сугубо политических исследованиях было бы вряд ли продуктивно. Ощущалась необходимость укрепить экономический фундамент двухсторонних отношений, поэтому остановились на бизнес-форуме и именно в Нью-Йорке — одном из крупнейших центров деловой жизни планеты.

Сначала, рассказывает исполнительный директор УККА Тамара Галло, форум назначили на конец января. Но в то время у украинцев хватало дел и в Украине: как раз завершилась избирательная эпопея, все мысли были заняты инаугурацией и правительственными назначениями. Не состоялась встреча и в феврале. И логически «перекочевала» на конец марта.

Приезд двух украинских министров — промышленной политики Владимира Шандры и юстиции Романа Зварича, шести народных депутатов Украины, высоких должностных лиц из Госдепартамента и Министерства торговли Соединенных Штатов — все это, бесспорно, прибавило веса нью-йоркскому мероприятию, на которое собралось 320 гостей. Но самым главным итогом был все же не довольно высокий уровень его участников, а возможность общения более чем двух сотен представителей, как у нас говорят, реального сектора Украины и США.

Поговаривают, старинный особняк Украинского института Америки на углу 79-й улицы и Парк-Авеню, напротив Метрополитен-музея, видел много именитых гостей — здесь встречали и художников, и боксеров Кличко, и многочисленных политиков. В разное время здесь проводились важные встречи украинской общины, солидные импрезы и камерные концерты. Однако столько представителей бизнес-элит в его стенах собрались едва ли не впервые. Ведь на мартовском нью-йоркском форуме в той или иной мере были представлены все ведущие отрасли украинской экономики — от производства ракет всемирно известного днепропетровского «Южмаша» во главе с Героем Украины Юрием Алексеевым до производства одежды довольно популярной в нашей стране фирмы «Грегори Арбер» и лекарственных препаратов ОАО «Фармак». Были специалисты по хмелеводству и производители катализаторов для химической и нефтехимической промышленности, строители, специализирующиеся на сооружении мансард, и разработчики программного продукта. А также ученые, банкиры, представители туристической отрасли, журналисты...

Естественно, такое разнообразие интересов было бы сложно втиснуть в тесные рамки даже самых демократичных пленарных заседаний. Поэтому организаторы заранее запланировали 12 заседаний по секциям — от «Медиа и развлечений» до «Сельскохозяйственного производства» и «Аэрокосмических и оборонных технологий». Причем и здесь случилась приятная неожиданность: думали, что на каждую секцию придут семь-восемь, ну максимум десять заинтересованных участников с обеих сторон — украинской и американской, в действительности же даже по самым «узким» темам дискутировали по 20—25 человек.

Проблемы

Одним из наиболее удачных, по мнению многих, было заседание секции «Информационные технологии».

— О каких-то отвлеченных материях речь не шла, была продуктивная дискуссия с анализом минусов и плюсов, — чуть позже поделился своими впечатлениями председатель комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Юрий Ехануров. — Главный вопрос, который поднимали и украинские, и американские участники, — нам не нужны льготы, преференции. Нам необходимо понимание того, что правительство готово вкладывать как инвестор до 10—15% средств в тот или иной интересный проект. А еще процентов 20—30 вложил бы частный украинский инвестор. А остальное, говорят американцы, мы внесем сами. И это правильный подход. Наши потенциальные партнеры хотят, чтобы риски были диверсифицированы. Они считают, что с учетом нашего уровня образования, работы успешных компаний сектор IT-технологий в Украине весьма перспективен. Однако обеспокоены состоянием страхового бизнеса. И дают понять, что без его развития серьезные инвесторы в Украину не пойдут...

К слову, страховой бизнес не стал на форуме ведущей темой дискуссий. Однако к нему то и дело возвращались. «Сlean it and make it real!» («Очистите его и сделайте реальным!») — такой лозунг прозвучал в презентации известного финансиста, президента банка Сalion Жака Мунье. Наряду с настойчивыми рекомендациями обеспечить прозрачность структуры собственности украинских банков и прекратить дискриминацию западного инвестора. В финансовом секторе, констатировали докладчики, Украина не достигла таких успехов, как другие развивающиеся страны. Следовательно, вопрос, достаточно ли развит украинский финансовый сектор, чтобы поддержать нынешний очень мощный экономический рост, пока остается риторическим.

Конечно, было бы преувеличением утверждать, что это — большое открытие для украинских специалистов. Вряд ли им неизвестно, насколько острой, даже неотложной является потребность принять тот же закон об акционерных обществах, навести порядок в сфере собственности, защитить интересы портфельных инвесторов, которые не могут или не хотят покупать контрольные пакеты акций предприятий. Об этом говорят из года в год, изо дня в день. Не знаю, сколько раз возникала эта тема в Нью-Йорке, но автор этих строк обсуждала ее с бывшим конгрессменом Бобом Шейффером, работающим сейчас в американской нефтяной компании, которая хотела бы найти партнеров на украинском рынке добычи нефти.

Нужно сказать, что г-н Шейффер, дед которого еще ребенком, в 1918-м эмигрировал из Галичины в Америку, — скорее политик, нежели бизнесмен. И очень симпатизирует нашей стране. А больше всего он скучает по работе над украинско-американскими отношениями, которую проводил в Конгрессе.

Как для американца г-н Шейффер неплохо понимает украинский язык и, по собственному признанию, умеет сказать на нем маме, что любит ее. Хорошо рисует писанки, обзавелся приятелями среди украинских депутатов и должностных лиц. Был наблюдателем на последних украинских выборах, а вернувшись домой, написал несколько статей для ведущих газет штата Колорадо о событиях оранжевой революции, рассказывал о ней в школах. Собственно, под влиянием событий осени 2004-го босс Боба, уже имеющий бизнес в Венгрии и Белизе, спросил своего подчиненного, есть ли в Украине нефть. И услышав, что таки есть, решил делать в нашей стране бизнес, связанный с ее разведкой и добычей.

Однако на вопрос о самых главных барьерах в американско-украинском сотрудничестве Боб Шейффер-бизнесмен отвечает без колебаний: «Украинские законы, которые недостаточно защищают право на частную собственность. Украина — очень богатая страна, и когда эти проблемы будут решены, она сможет динамично развиваться».

«Инвестор — человек осторожный, и в ближайшие месяцы иностранные партнеры будут ожидать от нового украинского правительства конкретных шагов, — говорил автору этих строк известный ученый Олег Гаврилишин, уже много лет работающий в Международном валютном фонде. — Ускорится ли движение Украины к членству в ВТО, как будут проходить неформальные переговоры в Брюсселе? Я не раз слышал, что перед тем, как зайти в восточноевропейский регион, скажем, в Польшу или Чехию, инвесторы очень много внимания уделяли будущему членству этих стран в Евросоюзе. Это не сугубо экономические резоны (страна станет частью европейского рынка), это, скорее, индикатор. Дисциплина членства, даже присоединения к членству дает результаты, которые ищет внешний инвестор: стабильность экономики, определенность законов и их выполнения и т.д. Украина должна не просто чувствовать себя европейской страной — это было бы очень просто. Является ли Украина как государство со своими институтами и регуляторными правилами европейской? Пока нет...»

В 2004 году американский экспорт в Украину, по данным Министерства торговли США, достигал почти полмиллиарда долларов. А украинский (судя по статистике американского импорта из Украины) — почти 900 млн. Преимущество вроде бы на украинской стороне. Однако если сравнивать с Восточной Европой, то нам еще идти и идти к объемам товарооборота тамошних стран с Америкой. А если учесть, что почти 90% отечественного экспорта в США составляла продукция трех отраслей: металлы, удобрения и одежда, то становится понятным реальный масштаб наших проблем во внешнеэкономической сфере.

Правда, в последнее время некоторые аналитики начали говорить о первых признаках большей диверсификации, изменений в структуре экспорта в США — за счет продукции машиностроения, высокотехнологичных отраслей. Однако превратятся ли эти небольшие проблески в тенденцию? Поддержит ли эти усилия новое украинское правительство? Какими будут его конкретные шаги во внешнеторговой сфере? Нам следует понять: прежде чем выбрать бизнес-партнера, инвестор выбирает страну...

Общение

Очень часто, приехав на экономический форум, новичок уже к концу первого дня разочаровывается. С каждым часом тают его надежды найти партнеров по бизнесу и заключить договор, и в Киев такой участник возвращается в некоторой мере даже обиженным.

Участники «со стажем» к этим проблемам относятся намного проще. И от них хорошо «заряжаться» мудростью и спокойствием.

— На мой взгляд, такие форумы нужны, чтобы показать себя и прославить свою страну, — считает генеральный директор производственного объединения «Южный машиностроительный завод» Юрий Алексеев. — Потому что мы, великие хохлы, порой думаем, что нас всюду знают, пока не столкнемся с отсутствием у потенциальных партнеров даже элементарной информации — о том, что в Украине выпускают ракеты, что Украина принимала участие в Лунной программе, в создании самой мощной в мире ракеты «Энергия—Буран». С другой стороны, есть возможность познакомиться с потенциальными соперниками, потенциальными партнерами...

«Южмаш» уже свыше десяти лет принимает участие в проекте «Си-Лонч» вместе с россиянами, норвежцами и американским «Боингом». «Я думаю, мы еще не поняли, что совершили. В одной лодке оказались люди, считавшиеся потенциальными противниками, — говорит об этом сотрудничестве Алексеев и добавляет: — Теперь мы вместе в одной лодке и вместе зарабатываем деньги. Уже даже этим наш опыт полезен. Многие на Западе боятся нашего бизнеса — говорят, что он какой-то скрытый, теневой. Однако мы регулярно проходим международный аудит, все деньги расходуем официально — поэтому сразу видно, каким образом и на что».

У американских компаний, по мнению Юрия Сергеевича, существует большое недоверие к нашей обязательности, исполнительской дисциплине, срокам выполнения заказов и, самое главное, качеству. «Бытует мнение, — говорит он, — что американцы готовы платить партнерам заоблачные деньги. Однако в действительности они руководствуются расчетом. Они смотрят и на Китай, и на Индию, Россию, Казахстан, Украину и делают свой выбор».

И подытоживает: «В бизнесе существуют два параметра — цена и качество. Если эти параметры соответствуют друг другу, у вас купят все, что бы вы ни предложили».

Не за контрактами приехал в Америку и другой участник форума — президент львовской компании «Софтсерв» Тарас Кицмей. У его фирмы, которая 12 лет работает на рынке программного обеспечения и 90% продукции экспортирует в США, уже есть филиалы в Бостоне и Калифорнии. Конечно, не помешали бы и новые контакты и партнеры. Однако г-н Кицмей знает, что на таких мероприятиях, как нью-йоркское, клиента не найдешь:

«Едешь на выставку, чтобы понять тенденции, логику иностранных бизнесменов, пообщаться наконец. А клиенты приходят значительно позже. Я даже не ищу здесь никого — общаюсь и наслаждаюсь общением. А продажей занимается отдел маркетинга, существует очень непростая процедура поиска потенциальных заказчиков, подготовки контактов с ними и т.д. Однако скажу из опыта: многие заказы мы получаем благодаря хорошей репутации компании и предыдущей работе. У партнера, с которым мы работаем энное количество лет, есть друзья и партнеры, и они приходят к нам уже с прицелом на конкретные договоренности. Требуется только подтвердить, что все, что им рассказывали о нас, — правда. А еще нелишним будет умение сотрудничать. Поскольку нередко компания является эффективной, но общение с ее специалистами требует столько внимания и столько сил, что партнеры говорят: мы уже замучились с ними работать».

Ну а новичкам в международном сотрудничестве, тем, кто только собирается начать общий с американцами бизнес, возможно, будет интересна информация представителя Министерства торговли США Андрея Бигуна об услугах, которые ведомство предлагает бизнесменам в разных странах:

«Сегодня при каждом посольстве и почти при каждом консульстве США открыты коммерческие отделы Министерства торговли — почти семь десятков по всему миру. И один из лучших действует при посольстве США в Киеве. Он может предоставлять услуги всем украинцам, желающим общаться с американскими коллегами. Но, наверное, не все знают, что существует программа по отбору делегаций на крупные выставки, которые проводятся здесь, в Америке. Например, в 2006 финансовом году запланировано 40 таких выставок. Только в отрасли высоких технологий — семь-восемь. Будут и выставки, посвященные пищевой промышленности, перерабатывающей, а также связанные с энергетикой, нефтегазовой отраслью.

Кроме того, специалисты коммерческого отдела готовят исследования по отдельным секторам. Хотя в основном они, наверное, ориентированы на американских бизнесменов. Есть программа, позволяющая быстро установить контакт с американской компанией, которая могла бы поставить необходимые товары или оборудование, и целый ряд других...»

Наши в Нью-Йорке

Невозможно побывать в Городе Большого Яблока и не посетить «украинское село» в Ист-Вилидже. Там почти нет традиционных манхэттенских небоскребов, зато есть церковь, украинский спортивный клуб, украинский ресторан и мясной магазин 81-летнего Юлиана Бачинского, известного своей благотворительной деятельностью, вот уже десять лет финансирующего областной детский дом в Житомире.

Для журналистов, освещавших ход конференции, для небольшой «командировки» и повод искать не пришлось: кредитный союз «Самопоміч» является одним из спонсоров нью-йоркского бизнес-мероприятия.

В далеком 1951-м начальный капитал этого финансового института составлял 315 долл. Сейчас активы «Самопомочі» достигают почти 540 млн. долл., объединяет она 15 тыс. членов украинской общины.

В довольно скромном офисе мы не увидели ни мрамора, ни суперроскошной мебели (разве что такой совершенно необходимый атрибут, как специально приспособленный для тесноватого помещения лифт за 1 млн. долл.) и, кажется, поняли логику тамошних финансистов. Смысл — не в погоне за богатством и не в навязчивом выставлении его напоказ. Свою прибыль кредитный союз делит с общиной, финансирует церкви, детские лагеря, выступления песенных и театральных коллективов, да еще и украинский музей, открывшийся в первый день апреля (по словам руководителя «Самопомочі» Богдана Кекиша, в его обустройство уже вложен 1 млн. долл.) В период оранжевой революции члены «Самопомочі» отправили 130 тыс. долл. в поддержку Майдана. И кредитный союз перевел эти средства в Украину бесплатно.

И в заключение еще одна деталь. За все годы своего существования «Самопоміч» никогда не была убыточной. Чего мы и желаем всем финансовым учреждениям в Украине...

А возвращаясь к бизнес-форуму, уже ставшему историей, должны сказать о планах его организаторов сделать такое мероприятие традиционным. И в отличие от ежегодных политических форумов, которые проводятся в Вашингтоне, местом его постоянной «прописки» сделают Нью-Йорк. Организаторы надеются, что со временем на такие мероприятия будет приезжать больше членов украинского правительства. Чтобы требовательный американский инвестор смог не только разобраться в характерных особенностях национального бизнеса, но и из первых уст услышать об отечественной экономической стратегии и проблемах, мешающих нашему движению вперед.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно