В среду российский Центральный банк объявил о новых мерах, направленных на десятикратное ускорение продаж иностранной валюты, чтобы поддержать слабый рубль. Падение курса российской валюты после полномасштабного вторжения России в Украину – это не идеальный индикатор настоящего финансового положения. Однако нельзя отрицать, что санкции Запада, экспортный контроль и другие экономические меры оказали значительное влияние на российскую экономику.
Макроэкономические проблемы России лишь усугубляются, поскольку доходы от экспорта, особенно энергоносителей, продолжают сокращаться, а внутренняя экономика все больше ориентируется на производство военного времени ценой реального экономического развития.
«Но долго ли это будет продолжаться? С введением более жестких санкций, попытки России уклониться от них усилились. Для дальнейшего усиления давления на режим президента России Владимира Путина или даже для сохранения этого давления по мере того, как Москва совершенствует свои способы обходить санкции, Запад должен будет усилить давление», – пишут в статье для Atlantic Council бывший советник директора Управления контроля за иностранными активами в Минфине США Брайан О'Тул и экспомощник Госсекретаря США Дэниел Фрид, который во времена президентства Барака Обамы также выступал координатором американских санкций.
Разрушение российской макроэкономики и нестабильная внутриполитическая ситуация после неудачного мятежа и последующей смерти основателя группы «Вагнер» Евгения Пригожина могут соблазнить западных политиков воспользоваться возможностью еще больше вывести Путина и его центры власти из равновесия.
Эти экономические меры – это лишь одно из нескольких направлений борьбы с российской агрессией, включая военную, экономическую и дипломатическую поддержку Украины. И сами по себе они вряд ли заставят Россию вывести войска из Украины в ближайшей перспективе. Но они могут создать проблемы для российской системы, в том числе снизить производство военного времени.
О'Тул и Фрид приводят 5 основных сфер, в которых западное экономическое давление может быть усилено.
1. Усиление экспортного контроля
Сразу после того, как 24 февраля 2022 года российские войска начали тотальное вторжение в Украину, США ввели против России самые масштабные меры по экспортному контролю со времен окончания Холодной войны. Они сделали это в партнерстве с G7 и рядом других стран, преимущественно европейских, а также Южной Кореей, Австралией и Тайванем. Объектами контроля, в частности, стали высокотехнологичные товары, такие как микрочипы, а также широкий спектр товаров, которые Россия пытается использовать для продвижения своих стратегических амбиций, - говорят в Министерстве торговли США. Дефицит должен «нанести вред ключевым промышленным секторам страны».
Трудно переоценить масштабы введенного экспортного контроля, даже если в СМИ часто сравнивают с финансовыми санкциями и ограничением цен на нефть. Как охарактеризовал в мае бывший помощник министра торговли США Кевин Вульф, «мало что осталось контролировать за исключением базовых коммерческих товаров, хотя многие такие товары становятся объектами контроля со стороны США и их союзников, если они принадлежат к типу, который может быть перепрофилирован для помощи российской военной машине».
Правила, даже многосторонние, – это одно. Другое дело – их эффективное исполнение. Поступают многочисленные сообщения о том, что запрещенные технологии и товары попадают в Россию через сложные схемы третьих стран во избежание экспортного контроля. Перекрытие этих незаконных каналов является трудоемкой задачей и администрация Джо Байдена активизировала усилия для решения этого вызова. С февраля 2023 года Бюро промышленности и безопасности Министерства торговли США и Министерство юстиции США усилили свое сотрудничество с целью противодействия попыткам обойти контроль. Кроме того, чиновники США путешествуют по миру, чтобы обезопасить правительства стран от превращения в транзитные пункты для нелегальной торговли.
Это правильные шаги, но в отличие от финансовых санкций, экспортеры товаров гораздо шире представлены и, что немаловажно, не подвергаются столь же интенсивному контролю со стороны США, как банковский сектор. Более эффективное правоприменение потребует больших амбиций и значительных инвестиций в существующую инфраструктуру координации и правоприменения экспортного контроля в странах G7.
«Старая группа правительств CoCom ("Координационный комитет"), которая поддерживала экспортный контроль против СССР во времена Холодной войны, может послужить прецедентом для такой международной координации», - считают авторы.
Они напоминают, что после Холодной войны CoCom расширился, включив Россию, и превратился в Вассенаарские договоренности. США и их партнеры могли бы попытаться возродить механизм координации экспортного контроля, направленный против России в нынешних глобальных условиях. Комитет 2.0 мог бы служить постоянной группой для достижения консенсуса относительно экспортных ограничений и средств противодействия уклонению от них между странами-партнерами. Такой механизм, вероятно, сосредоточился бы на разработке и внедрении общих стандартов по аспектам экспортного контроля на национальном и международном уровнях.
«К примеру, в банковской сфере действует принцип «знай своего клиента». Было бы логично, если бы Министерство торговли США, которое в последние годы пересмотрело свой подход к правоприменению, сделав его более похожим на подход Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США, применило подобные концепции к высокотехнологичным производителям, экспедиторам, страховым компаниям и другим участникам цепи поставок», – говорится в статье.
Эти стандарты можно было бы согласовать между странами-единомышленниками посредством активного координационного механизма. OFAC часто заявляет, что применяет правоприменение, чтобы способствовать соблюдению стандартов других. Обмен информацией об уклонении от выполнения требований, который уже проходит между США и ключевыми партнерами, можно было бы согласовать на регулярной основе.
«Экспортный контроль против России никогда не будет герметичным. В конце концов советский КГБ, в котором вырос Путин, посвятил целый отдел краже западных технологий. Но совершенное правоприменение не должно мешать хорошему исполнению», - пишут О'Тул и Фрид.
2. Усилить потолок цены на российскую нефть
В сентябре 2022 года страны G7 ввели новую меру, направленную на уменьшение доходов России от продажи нефти, одновременно поддерживая предложение российской нефти во избежание дефицита и ценовых шоков. Сначала скептически настроенные аналитики и руководители энергетических компаний отвергали верхний предел цены как невыполнимый, часто с насмешкой. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные обвинения в мошенничестве, этот шаг, похоже, сработал именно так, как и был задуман. Доходы России от продажи нефти значительно снизились, а ценового шока на рынках не было.
Впрочем, несмотря на влияние на российские доходы последние сообщения свидетельствуют о том, что сохранение ценового потолка на нефть проходит испытание на прочность в условиях роста мировых цен на энергоносители. Средняя цена на российскую нефть недавно превысила 60 долларов за баррель. И Россия, как сообщается, пытается обойти верхний предел, завышая стоимость транспортировки.
Чиновники Министерства финансов США ранее утверждали, что без корректировки эффективность экономического давления со временем может ослабнуть.
«Если США и их партнеры хотят продолжать давление на российскую экономику и дальше, и делать это без резких скачков на мировых энергетических рынках, то один из способов – сосредоточиться на принудительных мерах, направленных на борьбу с махинациями с ценовыми ограничениями. Эти усилия могут включать проверки нефтяных брокеров, грузоотправителей и страховых компаний стран G7, совершающих операции с российской нефтью», – предлагают авторы.
Они объясняют, что эти субъекты в большей степени ответственны за соблюдение ценовых ограничений, и западные власти четко дали им понять, что уклонение от уплаты по нерыночным ценам – это нарушение положений об «безопасной гавани», касающихся ценовых ограничений.
Запад мог бы также показательно наказать одного махинатора, наложив санкции на обходящую ограничения судоходную компанию. Хотя такие действия могут отпугнуть других, работающих в пределах ценового ограничения. И они не захотят рисковать российскими нефтяными операциями, нечаянно изъяв с рынка больше баррелей, чем планирует Запад. Страны G7 могли бы также противодействовать попыткам России построить флот нефтяных танкеров, работающих вне ограничений G7, запретив таким судам находиться в своих водах. Основанием может стать тот факт, что у этих судов нет должного страхования. Или можно ввести прямые санкции против российских подставных компаний, которые скупают такие «корабли-призраки».
«Многие наблюдатели, в том числе бывший посол США в России Майкл Макфол, выступают за снижение верхнего предела цены, чтобы усилить давление на российскую экономику. Ущерб, который такое мероприятие может нанести российской экономике, уже страдающей от сокращения доходов от продажи энергоносителей, кажется очевидным. Однако США, вероятно, будут взвешивать любые подобные действия ввиду рисков непреднамеренного вытеснения большего количества российского продукта с мировых энергетических рынков, которые уже сталкиваются с повышенным спросом и ростом цен», – говорится в статье.
О'Тул и Фрид также обращают внимание на то, что импорт сжиженного газа из России в Европу до сих пор большой. Как и в случае с нефтью, вызов для западных политиков в вопросе экспорта российского СПГ состоит в том, чтобы найти баланс между давлением на российские доходы и стабильностью мировых цен. В США оценивают, что нероссийский сжиженный газ станет более доступным для Европы через два года. Поэтому ограничение российского экспорта может оказаться среднесрочной целью санкций.
3. Использовать замороженные российские валютные резервы для восстановления Украины
В феврале 2022 года страны G7 заморозили примерно 360 миллиардов российских валютных резервов, из которых более 200 миллиардов – в Европе. Это был один из самых смелых шагов экономического давления на Россию. С тех пор правительства стран G7 обсуждают, следует ли использовать эти активы для восстановления Украины. Сторонники указывают, что эти средства крайне необходимы Украине. Их использование облегчило бы нагрузку на Европу, США и другие источники поддержки и может быть оправдано с точки зрения международного права. Скептики утверждают, что правовые основания для конфискации таких активов сомнительны и это создаст опасный прецедент. Администрация Байдена, похоже, колеблется по этому вопросу, ЕС выступает против, по крайней мере, пока.
Несмотря на то, что прения продолжаются, кажется, что с обеих сторон Атлантики, в том числе среди влиятельных членов Конгресса США, нарастает импульс к использованию российских активов в той или иной форме для помощи в восстановлении Украины. Прямые последствия для России от окончательного избавления от этих активов вряд ли повлияют на Москву в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Россия может считать их утраченными в любом случае.
«Но символические последствия изъятия более половины российских суверенных активов для выплаты компенсации жертвам незаконной войны России были бы огромными. Более того, направление российских средств в Украину могло бы снять ключевой фактор давления на западные правительства, многие из которых увеличили свои расходы на предоставление Киеву средств и оружия», – пишут О'Тул и Фрид.
4. Отслеживать деньги
С 2014 года западные санкции направлены против коррумпированного оцепления Путина. Активы некоторых путинских друзей были заморожены и конфискованы. Но выявление скрытых российских активов: как частных, так и связанных с государством - не может быть осуществлено только путем преследования попавших под санкции лиц.
Использование коррумпированных финансовых каналов для сокрытия личного состояния за рубежом и сокрытия государственного контроля над иностранными активами является характерной чертой деятельности Кремля, более распространенной при Путине, но существовавшей еще до него.
Законодательство и регулирование для создания большей прозрачности в мировой финансовой системе, в которой доминирует Запад, обсуждалось десятилетиями на межправительственной Группе по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег и на других форумах и привело к прогрессу в законодательстве об идентификации бенефициарных собственников и устранении таких как акции на предъявителя. Но есть и другие сферы, определенные сторонниками прозрачности, еще не ставшие законом в таких крупных юрисдикциях, как США.
«Одна из идей состоит в том, чтобы распространить меры по борьбе с отмыванием денег на небанковских финансовых посредников, таких как юристы, бухгалтеры и риэлторские фирмы. Сторонники таких мер прозрачности могут найти союзников среди законодателей в западных столицах, которые захотят использовать такие инструменты прозрачности для борьбы с Россией », – говорится в статье.
5. Ввести полное финансовое эмбарго
После вторжения России в Украину в 2014 году США, ЕС и страны G7 действовали осторожно, учитывая размер российского финансового сектора, который, безусловно, стал крупнейшим из тех, против которых когда-либо вводили санкции. Однако тогда крупнейшие российские государственные банки не попали под ограничения. В 2022 году Соединенные Штаты и другие страны G7 ввели полные блокирующие санкции против крупнейших российских государственных и частных банков, включая государственный «Сбербанк» и частный «Альфа-Банк».
Хотя несколько меньших российских банков все еще могут вести бизнес с Западом, российская финансовая система не так уж далеко от финансового эмбарго. Тем не менее, западные политики озабочены тем, что крупнейшие российские банки скрывают свои собственные транзакции среди операций, проводимых неподсанкционными банками России. И эта тенденция была подчеркнута в санкциях, введенных в феврале 2023 года.
«Учитывая уже применяемые масштабные меры, политики могли бы решить, что официальное финансовое эмбарго против России стало бы постепенным, но эффективным следующим шагом, а не действием, разрушающим мировую экономику, как это могло показаться еще в 2021 году», – пишут авторы.
Любое такое финансовое эмбарго, вероятно, будет содержать исключения. Для начала потолок цены на нефть останется, что позволит России сохранить доходы от экспорта. Продукты питания, лекарства и медицинские товары будут изъяты, как и во всех других комплексных западных санкционных программах.
«Однако формальное финансовое эмбарго, вероятно, еще больше изолировало бы российскую экономику. Его символизм, возможно, был бы более мощным, чем фактическое влияние. Оно, безусловно, облегчило бы применение существующих санкций и экспортного контроля», – объясняют авторы.
В случае введения полного финансового эмбарго Россия, вероятно, попытается смягчить его влияние, используя валюты стран, не входящих в G7, такие как китайский юань или индийская рупия. Однако успех России, скорее всего, будет ограничен, поскольку эти валюты полезны главным образом для покупок только в Китае или Индии, а не на мировых рынках. Фрид и О'Тул сомневаются, что Глобальный Юг поддержит финансовое эмбарго, поскольку он все еще отказывается осудить Путина на войну против Украины. Но даже такое дополнительное давление на российскую экономику оказывает эти меры потенциально жизнеспособным следующим шагом.
Путин хвастается, что Советский Союз ограничивался автаркическим экономическим существованием и пережил наложенные на протяжении многих лет западные санкции. Это кажется неуместной аналогией, учитывая ухудшение состояния экономики Советского Союза с конца 1970-х годов, что способствовало ускорению его распада. Постоянное экономическое давление со временем ослабит путинскую систему так же, как ослабило советскую, а политические сдвиги, возможно, будут такими же драматическими, как в начале 1990-х годов.