АГРОФИРМА «БИЛАКИ» И МНОГИЕ ДРУГИЕ

16 февраля, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 16 февраля-23 февраля

возникают на Львовщине на месте колхозов Об этом корреспондент «ЗН» беседует с начальником Центра приватизации и аграрной реформы Львовской облгосадминистрации Романом ШМИДТОМ...

возникают на Львовщине на месте колхозов

Об этом корреспондент «ЗН» беседует с начальником Центра приватизации и аграрной реформы Львовской облгосадминистрации Романом ШМИДТОМ.

- Вот уже пять лет идет перестройка производственных отношений на селе, можно сделать некоторые обобщения. Но вначале кратко: с чего начинал Центр приватизации, какие были первые шаги по реформированию села?

- По-видимому, отсчет следует вести от принятой областным Советом региональной программы, которой были определены приоритетные направления, расставлены акценты, разработаны конкретные меры. Учитывая, что законодательные акты по земельной реформе в Украине довольно несовершенны, а во многих других случаях и противоречивы, мы разработали и утвердили пакет нормативно-методических документов, которые касаются паевания имущества коллективных и межхозяйственных предприятий и организаций, паевания и приватизации земли коллективных аграрных формирований, порядка приватизации государственных предприятий агропромышленного комплекса, учредительные и уставные документы новых хозяйственных структур на основе частной собственности на имущество и землю.

Для координации деятельности всех структур, причастных к реформированию сельского хозяйства, областной Совет образовал Центр приватизации в АПК области.

Сегодня можем констатировать, что нам удалось уловить логику развития аграрной реформы. Цивилизованно и почти бесконфликтно было проведено паевание имущества всех коллективных агроформирований, разгосударствление и приватизация земли более чем двух третей коллективных сельскохозяйственных предприятий. Более 135 тысяч граждан получили сертификаты на право частной собственности на земельный пай.

- Что дает такое паевание земли, ее условный раздел между людьми?

- Мы имеем возможность на новой основе разрабатывать и внедрять арендные отношения на селе и с их помощью решать многие проблемы. При аренде не надо резать каждому по куску земли, не нужно «мельчить» и создавать неконкурентоспособные натуральные хозяйства. Можно эффективно использовать приобретенное ранее имущество, особенно целостные имущественные комплексы и крупногабаритную технику. Ведь именно на больших площадях есть возможность соблюдать оптимальные севообороты и внедрять современную научную технологию выращивания сельскохозяйственных культур. А с другой стороны, создается реальная конкуренция между сельскохозяйственными товаропроизводителями и на этой основе повышается производительность труда, качество продукции, объемы ее производства. Конечно, кое-кто конкуренции не выдержит, но это не должно пугать. Земельные и имущественные паи будут концентрироваться в руках наиболее предприимчивых хозяев.

И, наконец, через арендную плату обеспечивается социальная защита нетрудоспособных, пенсионеров.

- Как утверждали классики, практика без теории слепа, а теория без практики мертва. Чтобы ваши рассуждения не показались чисто теоретическими, проиллюстрируйте их конкретными примерами...

- Сейчас мы приступили к созданию новых хозяйственных структур на основе частной собственности на имущество и землю. Имею в виду семейные крестьянские, или, как говорят, фермерские хозяйства, частные агрофирмы, хозяйственные товарищества, сельскохозяйственные, заготовительные, перерабатывающие и потребительские кооперативы.

Заимствуя опыт мировой практики, учитывали прежде всего местные традиции, которые еще живут в душе галицкого крестьянина. Исходили из того, что хозяин на земле должен быть один, что коллективное хозяйствование не только себя не оправдало, но и дискредитировало. Крестьянин должен сам решать, когда пахать, сеять, что выращивать и кому продавать.

Понимая сложность этого процесса, и учитывая, что психология людей за многие десятилетия коллективного хозяйствования была несколько деформирована, мы порекомендовали людям создавать на первых порах товарищества с ограниченной ответственностью. В чем их особенность? Человек несет ответственность в пределах пая, который он вносит в товарищество. Конечно, количество учредителей товарищества ограничено, чтобы упростить структуру управления, так сказать, не раздувать управленческие штаты. Такие формы хозяйствования внедрены в селах Сколевского района. Так, в селе Корчин семь предприимчивых работников коллективного хозяйства вместе с председателем на базе своих земельных и имущественных паев стали учредителями товарищества. Другие сельчане передали им по контракту свои паи в аренду.

Конечно, здесь нет единого собственника, сохранились элементы коллективного хозяйствования. Но, в принципе, вполне возможно вернуться и к единоличнику. Однако нужно исходить из конкретной ситуации в каждом селе, учитывать социально-психологический климат, наличие неформального лидера, который пользовался полным доверием людей. Если такие условия имеются, предлагаем создавать частные агрофирмы.

Так была образована частная фирма «Билаки» в Самборском районе. Ее возглавил бывший директор местного мясокомбината Иван Билак. После разгосударствления предприятия он воспользовался правом аренды имущественного и земельного пая, взял в аренду паи своих сотрудников, крестьян. Сегодня И.Билак является единоличным хозяином большого производства, арендует тысячу гектаров земли, занимается выращиванием скота, переработкой его на мясокомбинате и реализует готовую продукцию через 14 фирменных магазинов. То есть и производство, и переработка, и сбыт мясной продукции сосредоточены в руках одного собственника.

Такая же форма хозяйствования прижилась и в селе Кульчицы того же Самборского района. Фермер Юрий Гута, имея десять гектаров земли, взял в аренду паи своих сельчан. Причем земляки сами охотно предлагали ему свою долю, ибо видели в этом значительную выгоду. Если имели что за свою землю в колхозе - так это гроши. Фермер же за аренду пая платит твердой крестьянской валютой - зерном. Так, за пай он выплатил каждому крестьянину по две тонны пшеницы или, по желанию, эквивалентную сумму наличными. Большинство крестьян, правда, отдает предпочтение натуроплате. Теперь Юрий Гута является практически единоличным хозяином всего бывшего колхозного имущества, владеет почти тысячей гектаров земли.

Примерно такие же процессы проходят и в других районах - Бусском, Сокальском, Каменко-Бугском и других низинных, традиционно аграрных. Любопытно то, что лидером в большинстве случаев выступает не руководитель хозяйства, а фермер. Люди получают возможность выбора, кому отдавать в аренду свой пай: колхозному хозяйству, фермеру, товариществу с ограниченной ответственностью или же частной фирме.

Таким образом, мы реально приблизились к основной цели своей программы - формированию частного собственника, хозяина земли, к созданию единой эффективной многоукладной аграрной экономики при равноправии всех форм собственности и хозяйствования.

Сегодня частный аграрный сектор Львовщины, имея в своем владении треть всех сельскохозяйственных угодий, «выдал» 95 процентов картофеля, около 80 процентов овощей и яиц, более двух третей молока и мяса.

- Однако, хотя земля и не «дробится», образуется больше товаропроизводителей. И возникает проблема не только выращивания продукции, но и ее переработки, реализации.

- Совершенно верно, это все звенья одной цепи. Поэтому такой же важный момент - создание кооперативных организаций, то есть объединение частных собственников в кооперативы, скажем, с целью организации заготовки сельскохозяйственной продукции, переработки ее, сбыта.

Так, еще два года назад был образован в Стрые «Маслосоюз». Местный молзавод организовал в селах молокоприемные пункты - «молочарни», а также открыл сеть фирменных магазинов, через которые реализует продукцию. Имеет «Маслосоюз» и свое кафе.

Правда, сначала были трудности. Помните, какими раньше были закупочные цены на молоко? Копейки. Кто его за них отдаст? Теперь цены на молоко эквивалентны ценам на бензин. А крестьяне умеют считать. В последнее время значительно оживилась работа «Маслосоюза».

И вторая актуальная проблема - поиск рынков сбыта, налаживание маркетинга. Работаем над созданием региональной биржи сельскохозяйственной продукции. К слову сказать, во Львове сохранилось помещение бывшей зерновой биржи - в советское время его занимал горком партии. Сейчас помещение вновь используется по своему назначению: здесь проводятся аукционы, разные торги.

- Сейчас в Верховном Совете вновь развернулись дискуссии на темы земельной реформы, отдельные политические силы пытаются заблокировать последние указы Президента. Хотя все ратуют за поддержку села...

- Все рассматривают, во всяком случае на словах, аграрную реформу как приоритетную составную всех экономических реформ. Но если это на самом деле так, то она требует государственного протекционизма по трем кардинальным вопросам: долги, кредиты, налоги. Законодательное решение этих проблем дало бы возможность радикально ускорить реформирование агропромышленного комплекса, быстрее преодолеть затянувшийся экономический кризис.

Понимая, что высший законодательный орган государства из-за своих политических разногласий эти проблемы в ближайшее время решить не сможет, мы подготовили конкретные предложения Президенту и Кабинету министров. На рассмотрение Комиссии по вопросам земельной и аграрной реформы при Президенте Украины представили проект указа «О реформировании коллективных, межхозяйственных и государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса». В нем, в частности, предлагается на пять лет отсрочить оплату долгов реформированным сельскохозяйственным предприятиям как правонаследникам долгов предшественников, а также освободить такие предприятия от налогов в первые три года хозяйствования, с дальнейшим поэтапным повышением размеров налогов.

На наш взгляд, нужно также отменить оплату за нотариальное оформление персональных имущественных и земельных паев на время реформирования, разработать правительственные отраслевые программы инвестирования сельскохозяйственного производства, послеприватизационной поддержки реформированных сельскохозяйственных предприятий, а также реформировать структуры органов государственного управления АПК в соответствии с новыми функциональными основами их деятельности.

Поскольку агропромышленный комплекс должен приватизироваться и реформироваться комплексно, без разрыва процессов производства, заготовки, переработки, сбыта продукции и агросервиса, полагаем, что на государственном уровне следует создать соответствующий орган, который бы осуществлял единую политику реформирования и развития АПК. На наш взгляд, его функции могла бы выполнять комиссия по вопросам земельной и аграрной реформы при Президенте Украины, которая бы работала на постоянной основе и имела соответствующие полномочия и свои структуры на местах.

И еще одно хочу сказать. Одними лишь административными мерами аграрной реформы никому не удавалось провести. Об этом свидетельствует и свежий опыт новых независимых государств Восточной Европы. Учитывая его, мы должны опираться прежде всего на свои вековые традиции, идти своим путем, но не стараясь причесать всех под одну гребенку.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно