А КОМУ ПИРОЖКА ЗА МИЛЛИОН ГРИВЕН?

28 марта, 2002, 00:00 Распечатать

Итак, случилось то, что случилось: в среду Конституционный суд Украины признал неконституционной отмену льгот ряду категорий граждан, закрепленную в законе о госбюджете на 2001 год, а точнее, в его статьях 58 и 60...

Итак, случилось то, что случилось: в среду Конституционный суд Украины признал неконституционной отмену льгот ряду категорий граждан, закрепленную в законе о госбюджете на 2001 год, а точнее, в его статьях 58 и 60. Таким образом, восстанавливается (читатель, наберись терпения!) право на бесплатный капитальный ремонт жилья, предоставление бюджетных кредитов, бесплатную или льготную установку и оплату телефона, льготное санаторно-курортное лечение, обеспечение автомобилем, льготную оплату жилья, коммунальных услуг, электроэнергии, газа и топлива, бесплатный проезд всеми видами пассажирского, городского и пригородного транспорта. А также право на бесплатное или льготное предоставление санаторно-курортных путевок, получение беспроцентных или льготных кредитов пострадавшим от чернобыльской катастрофы 1986 года.

На первый взгляд, восторжествовала справедливость. Вот и премьер Анатолий Кинах, узнав о решении КС, отнесся к нему если не с радостью, то с пониманием. В том смысле, что ситуация, когда закон существует, но не выполняется, неправильна. И об источниках финансирования нашей законодательной «правильности» упомянуть не забыл, сказав, что «это очень серьезная проблема, поскольку касается миллионов людей и нравственной стороны отношений государства и общества». Должна ли подобная обтекаемость означать, что финансовая сторона дела — это уже забота нового премьера и нового правительства?

Им, конечно, не позавидуешь. А возможно — даже нескольким поколениям министров и премьеров. Рискнем сделать политико-экономический прогноз, который, по вполне понятным причинам, не очень-то интересовал наших многоуважаемых конституционных судей.

Значительно возрастает опасность кризиса уже в нынешнем году, так как финансово не обеспеченных льгот в бюджете-02 сразу на несколько миллиардов. Кабмин хоть и не оповещал широкую общественность о своих планах, но до последнего времени надеялся на пересмотр бюджетного закона после выборов. После мартовского решения КС этому не бывать.

Более того, практически нет надежды на то, что хотя бы один госбюджет Украины в ближайшие годы может быть принят в удобоваримом виде. И выполнен, естественно, тоже. Общеизвестно (и «ЗН» писало об этом бессчетное количество раз), что сумма льгот, предусмотренных украинским законодательством, составляет около 27 млрд. гривен. Это примерно 3/4 доходов госбюджета. А ресурсы, как ни крути, ограничены. Если ежегодно финансировать пусть даже не 27, а 20 млрд. льгот, то, может быть, Конституционный суд посоветует, чем можно пожертвовать — зарплатами бюджетникам, мерами по поддержке села и угольной отрасли, выплатой внешних долгов? А если не жертвовать, то остается единственный выход — и снова-таки в нарушение украинских законов: включать печатный станочек. Или клепать в совершенно фантастических количествах ОВГЗ, наперед зная, что это тоже дело не дешевое и для госфинансов далеко не безобидное.

Если кто-то из конституционных судей хочет покупать — годиков через шесть-семь — своему внуку (внучке) пирожок с горохом за миллион гривен, что ж, — вольному воля. Но спросил ли кто украинских граждан — льготников, нельготников, не суть важно, — желают ли этого они?

«Но ведь есть вполне цивилизованный путь — отмена части льгот не бюджетными, а специальными законами», — скажет кто-то из оппонентов. И окажется неправ, потому что любое подобное решение может быть с легкостью оспорено… угадайте где? Да в том же Конституционном суде Украины! Так как ст. 22 Основного Закона гласит, что «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». А прекратить действие этого права (цитирую по информации агентства «Интерфакс-Украина») «можно при условии введения в соответствии с п.31 ч.1 ст.85 и п.19 ст.92 Конституции чрезвычайного положения (ст. 64 Конституции)».

У нас ведь ничего подобного, слава Богу, не наблюдается? Ну и ладушки. Вот Конституционный суд в среду и признал неконституционными также положения Закона Украины «О некоторых мерах по экономии бюджетных средств», которыми в свое время отменялось бесплатное обеспечение судей обмундированием…

С голого популизма все когда-то началось — популизмом все и заканчивается. Ведь, в строгом соответствии с буквой закона, рано или поздно могут отменить и любую другую «антильготную» инициативу — будь она хоть сто раз оправданной, жизненно важной и финансово обоснованной…

Тут поневоле задумаешься: а есть ли у украинской экономики хоть малейший шанс защититься от справедливого Конституционного суда?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно