ЖИТЬ В КИЕВЕ МОЖНО, ДЫШАТЬ СЛОЖНО

20 февраля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 7, 20 февраля-27 февраля 2004г.
Отправить
Отправить

У нескольких иностранцев, уже посещавших Киев в начале 90-х, спросили, какие наиболее заметные изменения произошли в украинской столице с того времени...

У нескольких иностранцев, уже посещавших Киев в начале 90-х, спросили, какие наиболее заметные изменения произошли в украинской столице с того времени. Первое, что бросилось в глаза зарубежным гостям: «В городе стало много транспорта и меньше деревьев».

Действительно, если еще недавно Киев славился как одна из самых зеленых столиц, то вскоре он может попасть в список наиболее загазованных городов мира. За последние десять лет количество автомобилей в столице резко возросло и составляет сейчас, по некоторым данным, около миллиона единиц. Автотранспорт в Киеве, как и в остальных больших городах, является главным загрязнителем воздуха вредными веществами. Их выбросы ежегодно увеличиваются, что обусловлено не только ростом парка автомашин, но и ухудшением их технического состояния, неудовлетворительным качеством горючего, отставанием темпов развития улично-дорожной сети. Свою лепту в загрязнение воздушного бассейна столицы вносят также транзитные автомобили и прибывающие из других городов (почти 100 тысяч единиц в сутки). Киевский воздух даже в пору цветения каштанов насыщен не столько ароматами, сколько смрадом выхлопных газов. Чего только нет в этом отравляющем «букете» — оксиды азота, окись углерода, углеводные, сажа, сернистый ангидрид, бенз(а)пирен — канцероген І класса опасности!..

В то же время объемы промышленных выбросов в атмосферу (промышленный комплекс города — это свыше 1000 разноотраслевых мощных и небольших предприятий, на которых насчитывается свыше 24 тысяч источников выбросов загрязняющих веществ) уменьшились в сравнении с 1992 г. более чем в два раза. По данным городского управления статистики, на протяжении 2002 года в воздушный бассейн столицы попало почти 32 тысячи тонн промышленных выбросов, что равняется 17,5 % от общего количества вредных веществ, «обогащающих» киевский воздух.

Одной из причин того, что город стал буквально задыхаться от выбросов автотранспорта (на главных автомагистралях столицы транспортная нагрузка составляет 4500 автомашин в час) является, как уже упоминалось, качество горючего. И хотя с 1 января 2003 г. вступил в силу Закон Украины «О запрете ввоза и реализации на территории Украины этилированного бензина и свинцовых добавок к бензину», его нормы не выполняются. Доля экологически чистого топлива — природного газа и сжиженного газа пропан-бутан — в общем балансе потребления горючего автотранспортом до сих пор остается незначительной.

И все-таки киевлянам в сравнении с жителями иных больших городов повезло — у них есть широкий Днепр, лазурно-изумрудные глади многочисленных озер и других водоемов. Пока что Славутич-трудяга в состоянии справиться со значительным объемом техногенной нагрузки: вода в пределах Киева, по мнению специалистов, удовлетворительная.

По обыкновению гордятся киевляне богатством и разнообразием природы. В городе есть три региональных ландшафтных парка (Голосеевский, Лысая гора, Партизанской славы), уникальный природный комплекс «Лесники» со столетними дубравами, три ботанических сада, два десятка парков — памятников садово-паркового искусства и иных замечательных уголков для отдыха. Вообще в столице около сотни объектов природно-заповедного фонда, занимавшего (по состоянию на 01.01.2002 г.) 11,3 % общей площади Киева. Правда, в последнее время в угоду застройщикам под топор попали многие зеленые насаждения. Так что автозаправок в городе станет вскоре больше, чем деревьев.

Неслучайно растет в цене и киевская земля. Она сравнительно чистая, хотя есть площади, уровень загрязнения которых, в частности тяжелыми металлами, очень высокий. Радиоактивное загрязнение города, как показано на одной из карт, снизилось почти до уровня, предшествовавшего чернобыльской катастрофе, хотя загрязнение территории таким долгоживущим радионуклидом, как цезий-137, неравномерное.

В «Экологическом атласе Киева» можно найти множество иной интересной информации о состоянии окружающей среды столицы. Несколько дней назад на заседании Киевского пресс-клуба состоялась презентация этого издания.

Как отметил доктор географических наук Леонид Руденко, такой атлас в столице Украины издан впервые. Тогда как крупные города мира — Лондон, Париж, Вашингтон, Москва, Петербург — уже давно имеют подобные комплексные информационно-справочные издания. «Конечно, этот атлас имеет обобщенный характер, поскольку передать огромный объем информации на ограниченной площади невозможно. По моему мнению, работу в этом направлении следует продолжить, чтобы следующее издание атласа было более информативным и детальным», — подчеркнул Леонид Григорьевич.

Один из рецензентов «Экологического атласа Киева» академик АМН Украины, член-корреспондент НАНУ Исаак Трахтенберг считает: «Это уникальное издание, которое будет полезно не только для специалистов, тех, кто интересуется проблемами экологии, но и для киевлян и гостей столицы. Обычно же нас интересует не просто экология как таковая, а то, как окружающая среда влияет на человека, его самочувствие и здоровье. А потому, полагаю, последующим шагом должно стать издание медико-экологического атласа, в котором будет отражено влияние техногенной нагрузки на состояние здоровья киевлян».

Доктор химических наук Павел Демченко обратил особое внимание на то, что экологический атлас Днепропетровской области был издан еще десять лет назад. И это вполне закономерно, ведь упомянутая область наиболее экологически неблагополучная в Украине. Следующим шагом днепропетровцев стало издание медико-экологического атласа. Это в значительной мере содействовало решению проблем, связанных с оздоровлением как окружающей среды, так и жителей этого края.

Народный депутат Валерий Асадчев не разделяет оптимизм отдельных представителей киевской городской власти по поводу экологической ситуации в столице. Особенно его тревожит транспортная проблема, а также то, как она решается. «Меня удивляет, почему в Киеве строятся метрограды и не строятся транспортные развязки. Тогда как во всем мире магазины, зоны отдыха расположены на поверхности, а транспорт двигается под землей, у нас делается наоборот: человека загоняют под землю, а транспортные потоки заполняют город. Раньше, по данным медиков, в час пик на Московской площади столицы нельзя было находиться больше десяти минут без вреда для здоровья. Аналогичная ситуация сегодня и в самом центре. Интересуется ли кто-нибудь, какой бензин сейчас продают в Киеве, что заливают в баки автомашин?.. Столица скоро задохнется, — убежден господин Асадчев. — По моему мнению, экологически обоснованная стратегия развития Киева пока отсутствует».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК