Жители Луцка еще долго будут вспоминать дни, когда Советская Армия, «оккупировав» живописный уголок на околице города, построила военный аэродром. Уже нет СССР, разворовано пол-аэродрома, а Луцк вдруг очутился на грани экологической катастрофы: авиационный бензин и дизтопливо, десятилетиями вытекавшие из аэродромных топливных хранилищ, образовали целое «подземное озеро» площадью около сорока гектаров. «Озеро» на сегодня превысило объем в миллион сто тысяч кубометров и медленно продвигается в сторону речки Стыр со скоростью до 65 метров в год.
Впрочем, для Луцка это не новость: еще в начале 80-х годов жители луцкого пригорода Вышков обнаружили в колодцах не воду, а нечто, напоминающее нефтепродукты. «Народ не растерялся: жидкостью из колодцев стали заправлять автотранспорт (предварительно произведя очистку). Вскоре слухи о вышковских «нефтяных королях» достигли городских властей и Минобороны - скандал замяли, несколько колодцев зарыли - а авиационное топливо и дальше продолжало вытекать в землю...», - вспоминает начальник Волынского областного управления экобезопасности Ростислав Мигас.
Тогда дело окончилось тем же, чем и началось: словесными баталиями и перебранками между разными ведомствами. Волынские власти, после провозглашения Украиной независимости, пытались прорваться в новосозданное оборонное ведомство - безрезультатно. Поэтому в 1994 г. специалисты института «Волыньводпроект» своими силами исследовали «подземное озеро»: в нем обнаружено более тысячи трехсот кубометров топлива. Большая его часть в свободном состоянии залегает пластом на поверхности грунтовых вод, остальная часть растворилась в воде. По результатам исследований, волыняне выставили иск Министерству обороны Украины. это подействовало, и в 1996 г. Минобороны заключило договор с природоохранным министерством Дании на очистку загрязненной территории. Сумма проекта составляла около $1 млн. к сожалению, из-за невыполнения украинской стороной условий контракта реализация проекта приостановлена. И вышковские «нефтяные короли» успешно откачивают «черное золото» - даром берут то, что «плохо под ногами лежит»...
Но опасность поглощения рекой Стыр нефтепродуктов и дальнейшее загрязнение ими грунтов и грунтовых вод заставили волынских руководителей и датских экспертов возобновить проект - его вместе с датчанами выполняют институт «Волыньводпроект» и киевский Институт транспортировки нефти. Первый этап проекта выполнен в прошлом году: проведен анализ и определены реальные масштабы загрязнения. На втором этапе необходимо участие Минобороны, которое пока что занято проблемами международной безопасности.