В последние годы все больше городов Украины начали жаловаться на плохое качество воздуха. Если раньше о смоге говорили Кривой Рог и Донецк, то сейчас добавились Киев, Львов, Одесса. Основными источниками загрязнения воздуха являются промышленность и транспорт. При этом вне городов выбросы от промышленности преобладают, а в самих городах главным загрязнителем является транспорт.
Плохое качество воздуха — причина респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. Именно эти две категории болезней занимают самые высокие позиции в перечне причин смертей. Самые тяжелые последствия от COVID-19 также связывают с проживанием в городах с загрязненным воздухом. Можно было бы ожидать, что в карантин загрязнения от транспорта снизятся, но этого не произошло. Несмотря на непродолжительное падение выбросов в начале карантина, мы наблюдали рост и поездок, и выбросов, и заторов уже через несколько месяцев, ведь общественный транспорт не работал, а людям надо было передвигаться.
Загрязнение воздуха — не единственная проблема. Планета нагревается, и украинские города уже не могут этого не замечать. Самые жаркие годы пришлись на последние десятилетия. Из-за покрытия большей площади городов асфальтом, сохраняющим и усиливающим жару, города превращаются в «тепловые острова». Прогулка по городу летом — больше не приятное событие, а отчаянная попытка перебежать от одного кондиционера к другому. И хотя может показаться, что мы в Украине мало что можем сделать с глобальным изменением климата, каждая поездка и каждое решение — на вес золота.
И когда в 2019-м Европейский Союз объявил об утверждении Зеленого курса, а Украина одной из первых заявила, что будет следовать этим зеленым инициативам, хотя и не является членом ЕС, — это было очень важно.
Документ Зеленого курса ЕС, обеспечивающий сокращение выбросов в секторе транспорта, — Стратегия устойчивой и разумной мобильности ЕС, принятая в 2020 году. В отличие от других секторов экономики, транспорт не может поглощать или улавливать выбросы, поэтому основной тактикой является сокращение выбросов.
Какие инициативы предлагает ЕС для сокращения выбросов? Что из этого мы уже сделали (осознанно или неосознанно), а что выглядит слишком амбициозно?
Ниже рассмотрим несколько главнейших приоритетов Стратегии, а больше можно прочитать в оригинальном документе или в украинском сокращенном варианте.
Как предлагает сокращать выбросы Стратегия мобильности ЕС?
- Ускорить широкое использование транспорта с нулевыми выбросами, возобновляемой энергии и низкоуглеродного топлива и соответствующей инфраструктуры.
К этому напрямую относятся такие инициативы, как пересмотр (повышение) стандартов выбросов СО2 для автомобилей и микроавтобусов в 2021 году, а позже — и для грузовиков; установление более строгих стандартов выбросов загрязняющих веществ в воздух для авто на двигателях внутреннего сгорания; стимулирование спроса на автомобили с нулевыми выбросами. Для авто с нулевыми выбросами (преимущественно электромобилей) ставят цель построить миллион электрозарядных станций к 2030 году, а также 500 водородных заправочных станций к 2025-му.
- Сделать междугородную и городскую мобильность более устойчивой и здоровой.
В Стратегии констатируют, что граждане готовы и хотят переходить на более устойчивые виды транспорта, особенно для ежедневных передвижений. Поэтому предлагают активно развивать железнодорожное сообщение между странами — членами ЕС, в частности, и сделать покупку билетов на международные поездки более простой. Городам рекомендовано распространять сервисы мобильности (Mobility as a Service, MaaS) и другие инновационные решения в развитии общественного транспорта. К 2030 году ставится цель построить более 2,7 тыс. км велосипедных дорожек.
- Облагать налогами выбросы углерода и предоставить лучшие стимулы для пользователей.
Это направление включает постоянное применение принципа «загрязнитель платит»: за загрязнение от транспорта должны платить те, кто им пользуется, а не все граждане и налогоплательщики. Это означает, например, что владельцы авто на двигателях внутреннего сгорания должны платить больше за загрязнение воздуха и выбросы парниковых газов, чем владельцы электромобилей, а пешеходы и велосипедисты вообще не должны за это платить. Субсидии в развитие ископаемого топлива (в частности, и нефти) должны прекратиться. Предлагается внедрить эффективную плату за пользование инфраструктурой, в том числе дорогами. При этом люди должны быть проинформированы о наиболее устойчивых и дружеских к окружающей среде видах транспорта, которые они могут использовать.
- Сделать мобильность справедливой для каждого.
Меры в этом направлении стремятся обеспечить доступную и инклюзивную мобильность для всех людей, в частности, маломобильных и с инвалидностью. Отмечается требование защищать права пассажиров всех видов транспорта, а также создать справедливую оплату труда и условия работы для работников всех транспортных систем. Из-за ожидаемой массовой автоматизации транспортных систем многие работники могут потерять работу, поэтому Стратегия говорит о необходимости организовать справедливое изменение карьерного пути этих работников.
- Усиление безопасности на транспорте.
Превышение скорости, употребление алкоголя и наркотических веществ, рассеянное вождение (например, когда водитель отвлекается на телефон) являются самыми частыми факторами смертельных ДТП и ДТП с тяжелыми последствиями, которые надо упредить. Создание большего пространства для активных видов передвижения (велосипедное и пешеходное движение, микромобильность) сможет предотвратить смерть и травмы уязвимых участников движения.
Что можно сделать на местном уровне, чтобы Украина двигалась в одном направлении со Стратегией мобильности ЕС?
Развитие общественного транспорта:
- модернизировать общественный транспорт и переводить его на электрический (трамваи, троллейбусы, троллейбусы с автономным ходом). Трамвай — самый эффективный вид транспорта, он должен быть в приоритете. Если трамвайные маршруты невозможно проложить, следует обеспечить движение других видов наземного общественного транспорта по полосам для движения общественного транспорта, чтобы пассажирский транспорт обходил заторы и прибывал своевременно;
- оптимизировать маршруты с учетом времени на пересадки, чтобы сделать время в пути для пассажиров максимально эффективным;
- городам, расположенным на узлах Трансъевропейской транспортной сети, необходимо разработать и внедрять Планы устойчивой городской мобильности;
- громады с развитой сетью железной дороги должны включить городские железнодорожные перевозки в систему городских перевозок, чтобы разгрузить наземный общественный транспорт;
- вводить единый билет на все виды транспорта (рассчитанный на время поездки), — это не только сэкономит время на пересадки и поощрит граждан пользоваться общественным транспортом, но и уменьшит потребность в маршрутках;
- внедрять электронные безбумажные формы оплаты за проезд.
Развитие велосипедного транспорта и микромобильности:
- разработать план развития велосипедной инфраструктуры и двигаться по нему, чтобы обеспечить строительство велоинфраструктуры там, где надо, а не там, где есть место;
- построить безопасную, разветвленную и понятную велосипедную сеть, особенно на городских магистралях;
- развивать прокаты велосипедов и электросамокатов;
- создавать стимулы пользования велосипедом, поощрять туристов к велопоездкам, а офисные центры и заводы — к организации велопоездок на работу.
Развитие пешеходного движения:
- все бордюры в местах пересечения дороги должны быть занижены и, при возможности, обозначены тактильной плиткой;
- подземные переходы должны быть продублированы наземными регулируемыми переходами;
- тротуары, переходы, улицы и площади должны качественно освещаться ночью.
Повышение безопасности движения:
- строить конструктивные элементы успокоения движения на дорогах (антикарманы, повышенные надземные переходы, «берлинские подушки», шиканы и т.п.);
- устанавливать камеры фиксации нарушений правил дорожного движения, в частности, превышения разрешенной скорости, проезда по полосам общественного транспорта и других нарушений;
- контролировать нелегальную парковку, особенно в местах, где припаркованные авто ограничивают обзорность (на перекрестках, пешеходных переходах и перед ними); внедрять платную парковку и делать невозможным парковку на тротуарах;
- собирать, публиковать и анализировать данные, вести расследования ДТП при участии уязвимых участников движения (пешеходов, велосипедистов, маломобильных людей и т.п.).
Что можно сделать на национальном уровне?
- Разработать и внедрить прозрачную и автоматическую систему подсчета углеродного следа.
- Восстановить и усовершенствовать сбор данных по выбросам от передвижных источников загрязнения по регионам (на местном уровне, на уровне населенных пунктов), — для мониторинга показателей выбросов.
- Внедрить системы налогообложения покупки, собственности и пользования автомобилями по принципу «загрязнитель платит»: дороже для авто с высоким уровнем выбросов, дешевле для авто с низким и нулевым уровнем выбросов.
- Возобновить государственный технический контроль частных автомобилей.
- Создать сеть для зарядки и заправки машин с нулевыми выбросами.
- Создавать мультимодальные опции для передвижения пассажиров между городами, например, предлагая билеты на маршрут (включительно с пересадками), а не на каждый отдельный вид поезда или автобуса, и предлагая пользоваться городским транспортом бесплатно в день отправки/прибытия поезда или самолета, на который у пассажира есть билет.
- Увеличить долю электрифицированных путей железной дороги до 70% к 2030 году (сейчас электрифицировано около 50%).
- Отказаться от угля для отопления вагонов железной дороги.
- Разработать и внедрить систему поощрения и софинансирования государством создания велосипедной инфраструктуры в городах.
- Отменить налогообложение на запчасти/элементы для производства и ремонта устойчивых видов транспорта (например, велосипедов).