Расчистить Украину: миссия (не)выполнима?

15 сентября, 2017, 16:31 Распечатать Выпуск №34, 16 сентября-22 сентября

Украина занимает последнее место среди европейских стран по обращению с отходами.

Украина занимает последнее место среди европейских стран по обращению с отходами.Только в 2016 г., по данным Минрегиона, их образовалось 10,795 млн т. 10,283 млн т из них захоронены на мусорной свалке. Это — 95,3% от общего количества. Только 1,9% населенных пунктов сортируют отходы. 

По сравнению с 2015-м, в 2016 г. было захоронено на 1,2% отходов больше. В отличие от ЕС, где внедряются повторное использование, переработка, компостирование мусора, в Украине, к сожалению, углубляется тенденция к расширению захоронения. Отрыв Украины от европейских стран в сфере цивилизованного обращения с отходами из года в год увеличивается. 

Катастрофическое увеличение объемов отходов и захоронение их на мусорных свалках, превращение плодородных земель в мусорники и источники загрязнений и заболеваний требует немедленных шагов и быстрых путей решения проблемы на государственном уровне (см. табл.).

Подписав в 2014 г. Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина сделала европейский выбор, в частности и в сфере обращения с отходами. Первый приоритет, которым Европейский Союз руководствуется в законодательстве и на практике, — предотвращение образования отходов. 

Показатели, демонстрируемые Европой в этой сфере, поражают. В частности, Польша захоранивает на мусорных свалках 44% бытовых отходов, Швеция — 0,8%. В то же время Украина почти 95% всех бытовых отходов отправляет на мусорные свалки. Площадь под ними составляет уже свыше 9 тыс. га. 

Предотвращение образования отходов — это целая философия и система. Ее цель — сделать все для уменьшения количества отходов, включительно с повторным использованием продукции, продлением жизненного цикла, минимизацией неблагоприятного влияния образованных отходов на окружающую среду, здоровье человека, а также снижением содержимого вредных веществ в материалах и продуктах. 

Прежде всего, здесь можно применять экономические инструменты, в частности стимулирование безотходных технологий, установление обязательной платы потребителями за определенный предмет или элемент упаковки, например пластиковый пакет.

Ежегодно в Украине возникает около 29 тыс. несанкционированных мусорных свалок. Такая ситуация объясняется тем, что во многих населенных пунктах не организованы сбор, сортировка и вывоз бытовых отходов. Наиболее проблемные области — Волынская и Луганская. Неудивительно, что и стихийные, и организованные свалки отходов у нас растут, как в лесу грибы. Одна из причин — отсутствие раздельного сбора мусора в населенных пунктах области и его переработка.

Кроме того, легальные свалки не имеют отвода, сбора и очищения фильтратов (сточных вод) и сбора биогаза. Днища котлованов полигонов не изолированы, что загрязняет почвы и подземные воды. Биогаз, который образовывается вследствие перегнивания, загрязняет атмосферу и приводит к возгоранию. 

Трагедия на Грибовицкой свалке во Львове показала, к каким последствиям приводит пренебрежение цивилизованными способами обращения с отходами. Захоронение отходов на полигоне свыше разрешенных лимитов, отсутствие переслойки инертным материалом и сбора биогаза, образовывающегося вследствие перегнивания мусора, его накопление в больших объемах в теле свалки, — все это и привело к возгоранию мусора. Аналогичная ситуация и на Киевских полигонах бытовых отходов. На одном из полигонов Киева установлены газосборные буровые скважины метана, однако их недостаточно, и иногда мусорные свалки пылают, загрязняя окружающую среду токсинами. 

Изменение концептуальных подходов к обращению с отходами и переход от захоронения к предотвращению и уменьшению образования отходов, а также внедрение сортировки, переработки, использования отходов как материальных и энергетических ресурсов — ключевые шаги к достижению положительного результата в Украине.

Около половины отходов, отсортировав предварительно, можно было бы переработать. Кстати, с 1 января 2018 г. в Украине уже предусмотрено обязательное создание условий для реализации раздельного сбора бытовых отходов. Статьей 32 Закона Украины "Об отходах" устанавливается запрет на захоронение на полигонах непереработанных (необработанных) бытовых отходов. Эти изменения в законодательстве приняты еще в 2012 г., однако отходы до сих пор почти в полном объеме отправляются на полигоны. Выполнение этого законодательного требования на практике должно было бы начаться прежде всего с проведения информационной кампании среди населения, организации системы сбора отходов во всех населенных пунктах, установления мусоросортировочных линий, переработки ресурсоценных отходов. 

Принимая во внимание ситуацию, сложившуюся в государстве с обращением с отходами, крайне важно выбрать правильные приоритеты и направления деятельности, чтобы вывести сферу обращения с отходами из кризисного состояния.

На правительственной повестке дня первоочередной задачей в сфере обращения с отходами является выбор вектора движения. Базовый документ — Национальная стратегия обращения с отходами (далее — Стратегия), которую Минприроды обнародовало 18 июля с.г. Она определяет общегосударственную политику в сфере обращения с отходами на ближайшие десятилетия. В основу документа положены европейские подходы в этой сфере. 

В частности, данным документом предполагается внедрение раздельного сбора отходов, подлежащих повторному использованию и переработке, создание центров сбора отходов электрического и электронного оборудования для их ремонта и повторного использования. Создание новых мощностей по переработке вторичного сырья, компостированию и утилизации отходов, уменьшению количества мест и объемов захоронения отходов. Эти меры крайне важны и критически необходимы для вывода страны из мусорного кризиса. 

В Стратегии подробно описана проблема обращения с бытовыми отходами и меры, предлагаемые для ее решения. Документ наконец предусматривает концепцию предотвращения, минимизации образования, переработки, компостирования отходов, которые сегодня распространены в цивилизованных странах. 

Для примера, в Швейцарии или Швеции практически все отходы перерабатываются, сжигаются, компостируются. Швеция вообще закупает отходы в других странах. Тогда как у нас почти все отходы захораниваются на свалках без соблюдения экологических, строительных и санитарных норм. 

Предложенной Стратегией предусмотрена разработка национального законодательства в сфере управления отходами в соответствии с европейскими директивами. Основной документ, который Украина должна имплементировать согласно Соглашению об ассоциации с ЕС, — Директива 2008/98/ЕС об отходах. Этой директивой предусмотрена очередность обращения с отходами: 1) предотвращение образования отходов; 2) подготовка к повторному использованию; 3) переработка;
4) другой тип утилизации (например, для возобновления энергии); 5) удаление.

Именно такую приоритетность (иерархию) обращения с отходами Украина должна внедрить в законодательстве и на практике. Важным законодательным действием также будет внедрение европейских подходов к захоронению бытовых отходов и отходов добывающей промышленности. Выполнение мер, достижение целей и показателей расписаны Стратегией до 2030 г. 

Стратегией предусмотрено внесение изменений в действующее законодательство относительно опасных отходов, а именно — внедрение контроля за наличием материально-технической базы у предприятий еще до момента получения лицензии на операции по обращению с опасными отходами. Параллельно на государственном уровне следует ввести ежеквартальную онлайн-отчетность лицензиатов в Минприроды Украины об операциях обращения с опасными отходами. Ведь сегодня не редкость — опасные отходы в лесах, вдоль дорог, в водоемах. Контроля за движением опасных отходов в Украине нет.

Стратегия требует подробного анализа спроса со стороны цементных предприятий Украины на твердое возобновляемое топливо RDF (refuse derived fuel). Производится такое топливо из отходов. Сначала сортируются отходы. Ресурсоценные компоненты перерабатываются, органика компостируется, остальные отходы измельчаются и прессуются в гранулы или брикеты. Такое топливо можно использовать как альтернативное на цементном заводе. Сжигание такого вида топлива возможно благодаря использованию в цементной промышленности высоких температур — свыше +1200ºС. Именно высокие температуры гарантируют безопасное сжигание сложных органических веществ, в частности поливинилхлоридов, и предотвращение образования диоксинов. Однако для сжигания бытовых отходов высоких температур недостаточно. Обязательно необходимо еще дополнительное очистительное оборудование на цементных заводах для улавливания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Кстати, только те цементные заводы, которые работают на "сухом" — экологически безопасном способе производства цемента, могут принимать RDF топливо, но на этих предприятиях нужно переоснастить, модернизировать очистительное оборудование. Морфологический состав такого топлива может быть разный, как и содержимое веществ в отходах. Соответственно, необходимо разработать и утвердить действующие в ЕС требования к топливу RDF. Они довольно жесткие в вопросе сжигательных установок, в частности контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух со стороны как самих предприятий, так и государственных контролирующих органов.

В Украине, к сожалению, нет стандартов качества твердого возобновляемого топлива. В Стратегии предусмотрено создание объектов по производству топлива из бытовых отходов RDF топлива. На "сухом" способе производства цемента у нас работают три отечественных цементных предприятия, но они на сегодняшний день не готовы принимать такое топливо. Также нет государственного контроля за выбросами сложных органических веществ (диоксинов, фуранов, полиароматических углеводородов). 

Сегодня в государстве наблюдается настоящий бум в поддержку сжигания и пиролиза (процесс расщепления без доступа кислорода) бытовых отходов. При том что и высокотемпературное сжигание, и пиролиз требуют дорогого оборудования для очистки выбросов в атмосферный воздух. Для примера, на мусоросжигательном заводе в Познани (Польша) очистительное оборудование японской фирмы стоит 140 млн евро. Готов ли бизнес вкладывать сотни миллионов евро в дорогое оборудование по очистке выбросов в атмосферный воздух? Вопрос скорее риторический.

На сегодняшний день Европа отказывается от сжигания бытовых отходов. В частности, 26 января 2017 г. Европейская комиссия обратилась к Европейскому парламенту с сообщением о пересмотре обращения с отходами в вопросе их сжигания в пользу повторного использования и переработки бытовых отходов. В документе указано, что ЕК поддерживает только использование установок анаэробного сбраживания биоразлагаемых отходов. Кроме того, в сообщении подчеркивается, что страны Европейского Союза, подписав Парижское соглашение, взяли обязательства по декарбонизации экономики, поэтому в дальнейшем возможно закрытие мусоросжигательных заводов. Тем временем в Украине почему-то предпочитают сжигание, не обеспечив контроля за выбросами загрязняющих веществ. У нас ни один государственный контролирующий орган не контролирует выбросы в атмосферный воздух диоксинов, фуранов, полиароматических углеводородов и других сложных органических веществ. В частности, в Киеве на заводе сжигается бытовой мусор, но контроль и мониторинг именно за токсичными веществами не ведется.

Соответственно, целесообразно внедрять пилотные проекты производства топлива из бытовых отходов RDF, при условии оснащения цементных заводов необходимыми очистительными фильтрами, разработки и утверждения требований к качеству такого топлива, установки онлайн-датчиков предприятиями и постоянного мониторинга государственных органов за выбросами в атмосферный воздух диоксинов, фуранов, полиароматических углеводородов и других загрязняющих веществ.

Что касается промышленных отходов, то нужно разработать технологические регламенты по использованию отходов угледобычи для строительства дорог и внедрения технологии использования таких отходов в качестве материальных ресурсов.

Стратегией также необходимо предусмотреть формирование перечня химических средств защиты растений, используемых в Украине, но запрещенных для использования в странах Европейского Союза. Если отдельные химикаты признаны токсичными для окружающей среды и людей в других странах, а у нас они считаются безопасными, — это нелогично и неправильно. Следует обязательно пересмотреть реестр пестицидов и агрохимикатов, допущенных к использованию, и запретить те, губительное действие которых уже доказано в разных странах мира. 

Обязательно нужно внедрить систему расширенной ответственности производителя, порядок финансирования мероприятий по сбору отходов упаковки, основные требования к системе сбора и возвращения отходов упаковки, перечень обязательств производителей по обеспечению управления отходами упаковки, установить требования к маркировке упаковки.

На сегодняшний день меняются подходы отдельных населенных пунктов к обращению с отходами и национальное законодательство — как под влиянием бизнеса, так и по необходимости выполнять Соглашение об ассоциации. В Украину ввозятся технологии обращения с отходами, предлагаются разные системы управления, финансовые стимулы и механизмы. Эти современные модели позволяют уменьшить объемы и опасность отходов, возобновить ресурсы, предотвратить их сжигание или захоронение. Именно таких изменений эксперты и общество ждут от реализации Стратегии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно