Среди множества проблем современности первоочередное значение обрела проблема острого дефицита качественной пресной воды. В последние годы в Украине она обострилась как нигде. Промышленность нашей страны представлена преимущественно отраслями, которые характеризуются интенсивным потреблением природных ресурсов, энергии и, в первую очередь, воды. Основы общего водоэкологического неблагополучия были заложены еще в бытность СССР. На территории Украины, занимающей 3% площади бывшего Союза, было размещено 25% его промышленного и аграрного потенциала. Создавался он без учета наличия водных ресурсов и нормативных показателей допустимой антропогенной нагрузки на водные системы. Более того, 60% этого потенциала сосредоточилось в бассейне Днепра, в нижнем его течении. В основном это энерговодоемкие отрасли экономики. Как следствие - на территории Украины накопилось 22 млрд. тонн отходов горнодобывающей, энергетической и перерабатывающей промышленности. Ежегодно эта величина возрастает на миллиард тонн. К этому еще следует добавить 11 тыс. тонн запрещенных и непригодных к применению ядохимикатов. Современных же технологий по переработке отходов и утилизации ядохимикатов в Украине до сих пор нет.
Водоэкологическая ситуация в значительной степени обостряется еще и тем, что на общее загрязнение воды накладывает свой отпечаток радиационное облучение. Украинский НИИ водохозяйственно-экологических проблем совместно с другими организациями проводил значительные работы по локализации радиоактивного загрязнения в зоне аварии, а также по разработке схем резервного водоснабжения на чрезвычайный период. Следует подчеркнуть, что само размещение в бассейне Днепра 12 блоков АЭС обуславливает высокий риск ухудшения качества воды поверхностного стока. Катастрофа на Чернобыльской атомной электростанции доказала горькую реальность этого процесса. В окружающую среду было выброшено значительное количество радионуклидов. Короткоживущие радионуклиды сейчас не опасны в силу своего природного распада, а вот долгоживущих на водосборной площади бассейнов рек Припяти и Днепра сосредоточено около 450 тыс. Ки цезия-137 и 70 тыс. Ки стронция-90 - они-то и представляют угрозу водным ресурсам.
Сейчас, по истечении десяти лет после аварии, концентрация радионуклидов в воде определяется вторичными процессами. Это - смыв снеговыми и дождевыми водами с поверхности загрязненных водосборов, вымывание с непроточных водоемов во время паводков, взаимный обмен радионуклидов между речным потоком, водными массами водоемов и донными отложениями. Кроме того, еще продолжается перемещение радиоактивной пыли ветром с загрязненного водосбора на водную поверхность. При всех вторичных процессах происходят разнообразные физико-химические превращения с поглощением радионуклидов биотой. Это обстоятельство необходимо учесть для уменьшения влияния вышеназванных процессов на водохозяйственно-экологическую ситуацию в Украине. Загрязненную зону следует засевать травами (предложения внесены еще в 1986 году), а в дальнейшем - сажать лес. Это закрепит радионуклиды и включит их в малый замкнутый биологический круг, а в отношении людей - сбережет их здоровье.
Но вернемся к началу событий. С 1986 года в каскад днепровских водохранилищ водным путем поступило 5000 Ки цезия-137, 2000 Ки стронция-90 и около 50 Ки плутония-239. Не лишним будет напоминание о том, что днепровский каскад водохранилищ обеспечивает около 70% водоснабжения Украины. Более чем половина основных загрязняющих радионуклидов (в первую очередь цезия-137) поступает в днепровский каскад водохранилищ со стоком Припяти и с верхней части Днепра за счет поверхностного смыва с территории Беларуси и России. Но межгосударственного подхода как такового к разработке и проведению водоохранных мероприятий, связанных с чернобыльской катастрофой, нет.
Как свидетельствуют результаты исследований, начиная с 1989 года содержание строн-ция-90 и цезия-137 в днепровских водохранилищах стабилизировалось (с незначительным повышением в 1991 году). Цезий-137 быстро фиксировался взвешенными веществами и донными отложениями. В то же время проблема смыва и поступления стронция-90 в днепровские водохранилища остается актуальной. Нужно заметить, что для стронция-90 характерна форма существования - растворяемость в воде. Практически каждый год после весеннего паводка наблюдается повышение содержания стронция-90 в водах реки Припять и Киевском водохранилище. Динамика формирования загрязнения вод днепровского каскада позволяет выделить Киевское, Кременчугское и Каховское водохранилища как основные емкости депонирования радионуклидов. На основании данных мониторинга можно констатировать, что только 2-3% цезия-137 и около 20-30% стронция-90 было вынесено водами Днепра в Черное море. Остальная часть радионуклидов аккумулирована в водохранилищах. Таким образом, современное состояние радиоактивного загрязнения воды водохранилищ практически полностью определяется поступлением цезия-137 с водосборной площади бассейнов Припяти и Днепра. Основными же источниками поступления стронция-90 в водную среду днепровского каскада по-прежнему остается 30-километровая зона Чернобыльской АЭС (в первую очередь процесс смыва с пойменных территорий в период паводков). Смыв радионуклидов, период полураспада которых меньше, чем у цезия-137 и стронция-90, практически прекратился, а трансурановые элементы поступают за границы зоны отчуждения только на твердых частицах смытого грунта. Вынесенные радиоактивные элементы достигают Кременчугского водохранилища - только за 2-3 месяца, Каховского водохранилища - не ранее 6-7 месяцев после смыва, а сбрасываются в Черное море после 9-12 месяцев транзита по каскаду водохранилищ. Темпы водообмена, естественно, зависят от водности года и режима регулирования вод в водохранилищах.
На сегодняшний день уровни радиоактивного загрязнения цезием-137 практически не представляют опасности для каскада водохранилищ и водопотребления. Динамика же формирования радиоактивного загрязнения вод каскада стронцием-90 должна рассматриваться в разрезе конкретного года, а также фактического стока стронция-90 в Киевское водохранилище в период весеннего половодья. Однако не следует себя успокаивать, долгоживущие радионуклиды при длительном воздействии на организм человека весьма опасны. Поэтому, невзирая ни на какие трудности, правительству нужно найти инвестиции для решения проблемы качественной питьевой воды, так как за этим стоит безопасность населения. Необходимо начинать расширение централизованного водоснабжения за счет подземных вод, искусственного пополнения подземных вод, резервного и аварийного водоснабжения, в конечном счете - бутилирования воды.
Последствия катастрофы на Чернобыльской АЭС в Украине будут ощущаться еще много столетий. Сегодня перед нами стоит задача, как уменьшить пагубное воздействие малых доз облучения на человека, а особенно на детей.
Основным источником поступления радионуклидов в организм человека является вода. Исходя из этого, важно в период прохождения половодья не допустить смыва их с площадей водосборов рек Припяти, Днепра, Десны. Эта проблема, как, собственно, и общая проблема пропуска паводка на всех реках Украины, находится в центре внимания постоянной правительственной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций.
Правда, здесь напрашивается вопрос. А что, до этого года не было паводков и почему именно сейчас этому придается такое значение? Паводки были, да еще и какие. Но раньше имелся государственный орган - Минводхоз, который полностью отвечал за состояние дел в водном хозяйстве, в том числе и за пропуск половодий. Однако его «сократили» в конце восьмидесятых, на волне так называемой перестройки. Тем самым нарушился целостный комплекс в управлении и охране водных ресурсов. В тогдашнем Минводхозе были сконцентрированы высококвалифицированные специалисты, создана структура управления, соответствующий потенциал в научных и проектных организациях, строительные организации. В предпаводковый период создавался необходимый запас строительных материалов, аварийные бригады на опасных участках. Одним словом, события упреждались, а не догонялись.
На сегодня к водным проблемам уже имеют отношение 12 министерств и ведомств, что не преминуло сказаться на результатах водохозяйственной деятельности. Резкое ухудшение водохозяйственно-экологической ситуации, что называется, налицо.
Практикой доказано: за решение проблем использования и охраны водных ресурсов в стране должен отвечать один государственный орган, а контрольные функции в целом, как и было определено, должно осуществлять Минэкобезопасности. В докладной записке правительству нами предложено коренным образом изменить государственную водохозяйственную политику в Украине. Убежден, что начинать решать водохозяйственно-экологические проблемы на профессиональном уровне необходимо сегодня, так как мы уже стоим на пороге экологической беды.