Около 51%(!) рынка алкоголя составляет фальсификат. Ежегодно более десяти тысяч человек умирают, отравившись некачественной продукцией. Единственный вариант решить «подделочную» проблему — объединить усилия государства и предпринимателей. С этой целью и была основана программа «Україні — безпечне харчування».
Подделывается все
Продукты питания — самый потребляемый вид продукции. Следовательно, на их долю приходится огромное количество фальсификата — почти 50%. За ними — средства бытовой химии, личной гигиены, лекарства и БАДы.
— Общий объем легального и теневого рынка ликероводочных изделий составляет порядка 30—35 млн. декалитров в год, — говорит менеджер по связям с общественностью концерна Оверлайн Инга Осетинская. — Нелегального алкоголя в нашей стране производится около 18 млн. декалитров ежегодно.
Такая ситуация объясняется простым способом подделки этого вида продукции. К примеру, процесс нелегального производства вина сводится к тому, что в бочку сливается большое количество дешевого вина и добавляется краситель. После оно разливается по тем же бутылкам, наклеиваются другие этикетки и — «благородный» напиток готов.
Выгодны в плане подделки и молочные продукты. В первую очередь речь о йогуртах и сливочном масле, фальсификат которых составляет около 30% и 50% соответственно. Кроме того, большое количество этой продукции не отвечает необходимым нормам и требованиям. Так называемые йогурты, ввозимые в Украину из Германии и России, в действительности не являются таковыми, поскольку не содержат определённых биологических организмов. А «сливочное масло» производится с большими добавками масла растительного, что также не соответствует технологии изготовления этого продукта. Подделывают сегодня и чай, и кондитерские изделия (в особенности шоколад), и консервы. Особенно паштеты, шпроты. Особый разговор — «килька в томате». И в советское время, когда контроль за качеством был выше и фальсификата практически не было, народ в шутку называл эти самые дешевые консервы «братской могилой». Для многих потребителей и сегодня они могут обеспечить если не могилу, то как минимум сильнейшее отравление.
Упаковывать защищая
Понятно, что государство с мошенниками борется. Эта обязанность возложена на Государственный комитет Украины по вопросам прав потребителей, Государственный комитет регуляторной политики и предпринимательства, МВД Украины и еще более десятка других организаций. Увы, их усилий недостаточно. Компании и предприятия вынуждены самостоятельно противостоять подделкам своей продукции. И не только организацией собственных служб по выявлению нелегальных цехов, а и выпуском продукта с несколькими степенями защиты.
Сегодня в арсенале производителей — порядка двухсот различных методов и технологий защиты от подделок. Существующие системы защиты можно разделить на две большие группы. Первая базируется на создании эксклюзивного дизайна упаковки, вторая — на введении дополнительных (полиграфических) элементов защиты в этикетку.
Цель защиты упаковки — создание условий, при которых подделка продукта станет экономически невыгодной. В случае, если издержки производства и распространения фальсификата вынуждают «пирата» установить на товар цену выше фирменной, задача считается решенной. Предпочтительными являются способы защиты, позволяющие потребителям без специальных приборов (то есть на месте) установить подлинность товара. С точки зрения маркетинга, качественная защита упаковки является источником определенных преимуществ перед конкурентами.
Основные способы защиты упаковки от подделок — придание ей запоминающейся индивидуальной формы и использование защитных наклеек. Пример — стеклотара для алкогольных напитков. Подделывать ее, как правило, экономически невыгодно, и единственным путем для «пиратов» остается сбор использованной упаковки с целью ее повторного применения. Но некоторые предприятия не дают мошенникам даже этого шанса, скупая свои же бутылки и отправляя их в стеклобой. Часто на винных бутылках можно видеть прикрепленный штопор. Подделать его — удовольствие и трудное и затратное, изготовление же миллионных тиражей обходится производителю в копейки.
Существуют оптические системы защиты упаковки от подделок с помощью технологии радужной голографии (голограммы). Ее эффективность обусловлена тем, что голограмма включает в себя целый комплекс элементов, способных обеспечить защиту продукции и в то же время максимально удовлетворить требования производителей и потребителей. Очень популярным маркетинговым ходом стало использование нескольких уровней защиты.
«Ахиллесова пята» продукта
— Целью программы «Україні — безпечне харчування» является борьба с фальсификатом и подделками, — говорит президент Украинской ассоциации потребителей Олег Самчишин. — В ее рамках планируем реализовать такой проект, как межведомственный совет. Одна из его главных задач — поддерживать общенациональные целевые информационно-образовательные программы.
— Как будет финансироваться межведомственный совет?
— В основном за счет объединения производителей (к слову, добровольного). Часть средств выделит государство.
— Совет сконцентрируется только на борьбе с поддельными пищевыми продуктами? К примеру, в России существует агентство, которое борется с фальсификацией любых видов продукции.
— Сначала надо решить самые насущие проблемы, связаные с подделкой пищевых продуктов. Позже, уверен, сумеем также противостоять и фальсификации других товаров.
Немаловажно дать потребителю информацию о так называемых товарах риска. Дело в том, что у большинства наших сограждан отсутствует представление о самом продукте. Лет тридцать назад технические условия и стандарты были общими для всех. Сейчас производитель создает технические условия для себя сам. Каким должен быть идеальный продукт? Отвечающий стандартам. Стандарты же ныне устанавливают общие требования. Это, естественно, не может удовлетворить потребителя.
— Что вы можете сказать о маркировке товара? Ведь ее «оцивилизовывание» тоже входит в рамки программы.
— Маркировка, — можно сказать, «ахиллесова пята» качества продукта. А ведь это — по сути, главный способ общения производителя с потребителем. «Маркировочная» информация должна соответствовать статье 7 Закона Украины «О безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» и статье 18 Закона «О защите прав потребителей». В действительности же все, увы, не так гладко. Во-первых, нет четкой границы между рекламой и информацией. Во-вторых, маркировка перегружена бесполезной для потребителя информацией, чтение которой занимает много времени. Текст не должен быть написан слишком мелко, да еще черным цветом, скажем, на темно-синем фоне, не должен носить рекламный характер. К тому же его нельзя перегружать ненужной информацией типа разнообразных химических терминов. Кроме исчерпывающей информации о продукте и производителе, которая обязательно должна быть, следует обратить внимание, как наклеена этикетка. Она должна «сидеть» ровно и качественно (без подтеков клея). Кроме того, если у вас появилось малейшее подозрение по поводу легальности происхождения товара, обязательно требуйте сертификат.
Следует знать, что такое сертификат соответствия. На упаковке он обозначается как трилистник в круге. Он информирует покупателя о том, что товар изготовлен с соблюдением всех технических норм, но не утверждает, что конечный продукт соответствует заявляемому качеству. Поэтому система стандартов ISO 9000 не рекомендует указывать знаки соответствия на продукте.
— Расскажите, пожалуйста, о системе стандартов ISO 9000.
— Семейство стандартов ISO 9000 ведет свою историю с 1987 года. Сама по себе сертификация системы качества не может обеспечить его повышение. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что предприятие организовано в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции и услуг.
Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах. Существуют переведенные на национальные языки и адаптированные их версии, например, ГОСТ Р ИСО 9000. В то же время сертификация по ISO 9000 не является обязательным требованием к производителям. Даже в промышленно развитых странах сертификация по ISO 9000 обязательна (по закону) только для поставщиков военной и аэрокосмической отраслей, а также в некоторых отраслях, производящих продукцию, от качества которой зависят жизни людей. Однако наличие сертификата ISO 9000 зачастую является ключевым фактором успеха на многих рынках или «входным билетом» на них. Кроме того, системы качества многих компаний требуют наличия сертифицированных систем качества у их поставщиков.