НЕБЕСНЫМ АВАРИЯМ — ОХРАННУЮ ГРАМОТУ

Поделиться
В нашей стране выпадают ливни на уровне тропических и горных. Даже за короткий промежуток времени они могут нанести громадный ущерб...

В нашей стране выпадают ливни на уровне тропических и горных. Даже за короткий промежуток времени они могут нанести громадный ущерб. Ежегодно из-за них увеличивается эрозия почвы на 70—80 тысячах гектаров земли. А еще — разрушенные мосты, коммуникации, человеческие жертвы…

А дождь идет…

По некоторым данным, ежегодно во всем мире из-за дождей, ливней, паводков смывается 26 миллиардов тонн плодородного слоя земли. Прикиньте, сколько по этой причине человечество недополучает естественных витаминов — овощей и фруктов, недоедает любимых отбивных и котлет: ведь любому домашнему и дикому животному, птице требуется корм, произрастающий из той же матушки-земли. Нет точной ежегодной статистики, отражающей количество погибших от разбушевавшейся стихии в разных концах планеты, но то, что количество жертв в начале XXI столетия пошло по восходящей, однозначно. Вспомните ошеломляющие телевизионные кадры с затопленными летом городами Германии, Австрии, Чехии, наши «плавающие села» в Карпатах весной этого года. Или совсем недавнее, октябрьское сообщение о том, что в Ленинском районе Крыма сильные дожди размыли дамбы водохранилища, а это аукнулось наводнением в Керчи.

Европа, пережив страшные летние наводнения, с трудом приходя в себя, сделала много полезных выводов. Они касаются научного, экологического, экономического потенциала с учетом особенностей каждой пострадавшей страны. Один из популярных лозунгов, рожденных там после пережитого, — надо больше пользоваться общественным транспортом, меньше — личным. И вот по какой причине: как считают многие ученые, выхлопные газы от автомобилей ежедневно скапливаются в атмосфере, что существенно повлияло на изменение климата.

«Парниковый эффект» — недобрая примета нашего времени. Он считается основным фактором глобального потепления и возрастания ливневой активности, придавшей силы наводнениям. И вот, к примеру, в Испании жители целых городов на несколько дней отказываются от езды на собственной машине и пересаживаются в общественный транспорт. Это бывает нечасто, но приветствуется и входит в практику. Такой же призыв прозвучал из Германии. А в России стали больше выделять средств на запущенную за последнее десятилетие Гидрометслужбу и раздел науки, занимающийся ливневыми паводками. «Небесные аварии» этого года еще раз продемонстрировали «царю природы» — человеку, насколько он подчас беспомощен перед разбушевавшимися силами стихии.

Явление гидрометеороло-гического резонанса

Во второй половине XIX столетия катастрофы на железных дорогах следовали одна за другой. Виной тому были сильнейшие ливни и ливневые паводки. Требовалось разобраться с ними серьезно. За их глубокое изучение взялись специалисты. В самом начале ХХ века в Таврии недалеко от станции Пологи инженером Н.Долговым была создана уникальная сеть дождемерных и гидрометрических постов, и с тех пор украинские ученые занимают ведущие позиции в мировой гидрометеорологической науке в вопросах ливневого стока.

В послевоенные годы увеличиваются масштабы строительства, и из практики стало ясно: возродить любой объект без усовершенствованного гидрологического обоснования невозможно. Из-за ливней, паводков в первую очередь, страдают мосты, дороги, подземные коммуникации. И научная работа переходит на качественно новый уровень: во всех природных зонах Украины создаются ливнемерные кусты, стоковые станции, экспериментальный полигон.

Более качественное изучение явления стало возможным благодаря дистанционному зондированию ливней. Так появились данные об их направлениях и перемещениях, линейных размерах зон осадков и их интенсивности. Опираясь на них, ученые НАН Украины под руководством академика В.Шестопалова разработали универсальную модель формирования паводков. В ее основу легла теория гидрометеорологического резонанса, автор которой кандидат географических наук В.Максимов доказал, что совпадение движения зоны ливня и волны паводка по скорости и направлению представляют собой страшную разрушительную силу.

Иван кивает на Петра

Летние циклоны над Украиной преимущественно направлены на северо-восток. Раскаленные над африканскими пустынями воздушные массы перемещаются к нам и двигаются предельно насыщенными парами над Средиземным и Черным морями. Соприкасаясь с относительно холодным воздухом Северного Причерноморья, они разряжаются интенсивными ливнями. Украинские Карпаты, расположенные перпендикулярно к траектории летних циклонов, — идеальная естественная лаборатория. Здесь, как говорится, сам Бог велел непрерывно изучать явления гидрометеорезонанса и, исходя из новых данных, совершенствовать гидрологические обоснования при проектировании противоэрозийных и строительных объектов. Но… Посетив в этом году пострадавшие от паводков районы Карпат, Президент страны отметил, что у нас активнее направляют усилия и средства на спасательные работы и ликвидацию разрушений, чем на предотвращение ожидаемых катастрофических последствий паводков.

Нельзя забывать, что конец 80-х — начало 90-х ознаменовались серией «небесных аварий» в различных регионах Украины. Они-то и вынудили комитет по экологии и рациональному природопользованию Верховной Рады обязать руководителей заинтересованных ведомств использовать разработки ученых Академии наук. Формально идею поддержали все. Эти рекомендации «вошли в жизнь» на ряде строительных объектов Киева, Харькова, Житомира, Броваров. Однако дальше дело не пошло: до сих пор по-настоящему не скорректированы госстандарты и ведомственные нормы.

Пока в отечестве традиционно «тянут межведомственную резину», опыт украинских ученых используют в Швеции, Румынии, Англии, Японии, Индии, США. У себя же на родине ценные материалы лежат мертвым грузом. К примеру, в свое время руководители различных подразделений Минтранса ратовали за пересмотр ведомственных норм и скромно помалкивают теперь, когда разворачивается строительство межгосударственных транспортных коридоров. И не только они. Многие из тех, кто были «за», теперь заняли выжидательную позицию… Очевидно, до очередных паводков. Понятно, ведомства испытывают трудности с финансированием, но улучшенные стандарты сулят экономический и экологический эффект, они — некая «охранная грамота» на будущее.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме