«Педигри»* для ликвидаторов
На Киевской таможне задержан груз (водка, ликер, вино, бренди и т.д. на общую сумму 2968 тыс. долларов), получателем которого являлось предприятие «Припять-95» (название-то какое!..) Подобный заморский товар пытались беспошлинно ввезти в Украину и некоторые другие благотворительные фонды и организации, к примеру «Союз инвалидов Чернобыля» (водка на 68 тыс. долларов), «Ликвидаторы аварии на ЧАЭС» (на 1165 тыс. долларов), «Чорнобиль - Відродження» (кроме водки и вина, в ассортименте имелся корм для собак и кошек, на общую сумму более трех миллионов долларов).
На Черниговской таможне задержан груз фонда «ТСТ» с водочно-табачными изделиями, телевизорами, бытовой техникой на сумму более 3 млн. долларов, прибывший на 133 автомобилях, на Севастопольской - с креветками (консервы на 6 млн. долларов), которые организация под благотворительной вывеской намеревалась тут же передать некой коммерческой структуре, а значит, питательный продукт не попал бы чернобыльцам.
Подобных фактов на всех таможнях Украины, к сожалению, множество. Как свидетельствует таможенная статистика, через благотворительные фонды и предприятия, а также общественные объединения, пользующиеся льготами, на территорию Украины ввозятся в основном ликеро-водочные, табачные и прочие изделия с целью их последующей реализации коммерческими структурами. Таким образом, происходит трансформация льгот на других субъектов, что не только незаконно, но и безнравственно по отношению к пострадавшим от чернобыльской беды.
Настольным пособием для бурной деятельности коммерсантов различных мастей послужила, как ни странно, статья 61 закона Украины «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок чорнобильскої катастрофи», которая позволила иметь дивиденды вследствие того, что «громадське об'єднання осіб, які постраждали внаслідок чорнобильскої катастрофи, статутною діяльністю яких є подання допомоги постраждалим внаслідок чорнобильскої катастрофи, та їх фонди звільняються від усіх видів оподаткування, сплат мита і відрахувань до бюджету, а їх підприємства і організації - від податку з доходу (прибутку) у розмірі суми, яка направляється в ці громадські об'єднання для здійснення їх статутної діяльності»... И дальше ...«всі кошти, які утворюються за рахунок вказаних пільг по оподаткуванню, використовуються вказаними громадськими об'єднаннями та їх фондами виключно для організації і надання соціальної, матеріальної, медичної допомоги громадянам, які постраждали внаслідок чорнобильскої катастрофи».
Составленная законодателями в декларативном ключе статья имеет брешь, в которую проскочит не то что воз, а, как видим, сотни рефрежераторов.
Согласно справке Киевской таможни, только за счет таможенных льгот, которыми пользуются «чернобыльские» организации, в бюджет страны не поступило 136 трлн. крб. (кстати, по данным «Союз Чернобыль Украины», на долю этой общественной организации из названной суммы приходится около 2 млрд. крб., т.е. 1/100000 часть).
После письма Госкомтаможни (за подписью заместителя председателя Государственного таможенного комитета А.Егорова) руководству Кабмина налоговые и таможенные льготы чернобыльским общественным организациям прекращены. О правомерности такого шага, по-видимому, лучше судить юристам. Мы же в данной публикации попытаемся затронуть причины криминализации льготного налогообложения, а также проблемы льгот и социальных гарантий чернобыльцев.
Как считает, в частности, президент организации «Союз Чернобыль Украины» Ю.Андреев, информация председателя Госкомтаможни Л.Деркача в виде официального письма Президенту Украины об использовании льгот в корыстных целях объективна, но не раскрывает анализа причин. Почему на законных основаниях стали возможны чисто криминальные схемы? Дело в том, что в Украине существует 160 общественных «чернобыльских» организаций численностью от 3 до 30 человек. Большинство этих организаций имеет закрытое членство. Они искусственно созданы под льготное налогообложение и никем не контролируются. «Союз Чернобыль Украины» (СЧУ) неоднократно вносил предложения в соответствующую комиссию Верховного Совета по поводу ограничения применения статьи Закона о статусе и социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, касающейся льготного налогообложения. Но предложения СЧУ не проходили из-за позиции Минюста, который ссылается на действующий закон Украины «Об общественных объединениях граждан». Основные причины возникновения криминальных коллизий в сфере льготного налогообложения общественных организаций и фондов, как считает руководство СЧУ, кроются в популистских статьях этого закона. Не могут и не должны вновь созданные, ничем не зарекомендовавшие себя общественные организации, насчитывающие в своих рядах лишь несколько учредителей, иметь равные льготы с авторитетными многочисленными организациями.
Чернобыльцы
не за льготы,
а за социальные гарантии
Чем дальше уводит нас время от чернобыльской катастрофы, тем ужаснее ее последствия. Общая заболеваемость чернобыльцев за девять лет выросла более чем в два раза, количество онкозаболеваний - в 12 раз, нервно-психических - в 7 раз, сердечно-сосудистых - в 5 раз. За это время умерло 125 тыс. пострадавших вследствие катастрофы на ЧАЭС.
В Украине насчитывается 3,2 млн. пострадавших от чернобыльской беды, из них 950 тыс. детей, около 45 тыс. инвалидов, 330 тыс. участников ликвидации последствий аварии, 7,5 тыс. семей продолжают жить в зоне обязательного отселения.
Государственные чернобыльские программы из-за недостаточного финансирования (в 1991 г. - 20% государственного бюджета, в 1995 г. - 5%) стали малоэффективными, хотя сохранили жизненно важное значение для чернобыльцев.
В октябре «Союз Чернобыль Украины» пикетировал Верховный Совет. Это была акция всеукраинского масштаба, в ней участвовали представители 18 областей Украины. Инвалиды, ликвидаторы, постравшие-чернобыльцы пикетировали здание парламента в 13-й раз.
- В сложившейся ситуации у нас не было другого выхода, - отметил в беседе с корреспондентом «ЗН» президент СЧУ Ю.Андреев. - Кабинет министров готов внести предложения по изменению «чернобыльского» законодательства, а Верховный Совет в своем большинстве готов принять предложения Кабмина. Эти предложения выносятся не впервые. Они выносились еще в декабре прошлого года, и тогда тоже пришлось проводить пикетирование. После этого была создана рабочая группа с участием СЧУ и работников Кабмина. Ряд позиций удалось согласовать. Было даже прямое вмешательство Президента Украины, который своим распоряжением отозвал «чернобыльский» закон на доработку. В июне состоялись повторные обсуждения закона в комиссиях ВС, из 68 статей под изменения попадают 38. Предложения СЧУ большей частью учтены, если исходить из количества статей, но не прошли как раз наиболее принципиальные. Мы предлагали сократить ряд льготных статей, но одновременно с этим усилить социальные гарантии наиболее незащищенных категорий чернобыльцев.
Позиция СЧУ заключается в дифференцированном подходе - степень защиты должна быть адекватной ущербу.
Необходимо также усилить раздел «Медицина». Мы считаем, в частности, что инвалидами Чернобыля могут быть не все пострадавшие от чернобыльской катастрофы граждане и предлагаем свои критерии. Чем это вызвано? Ежемесячно число инвалидов в Украине увеличивается на 1,5 тыс. человек. Сейчас общее количество инвалидов Чернобыля приближается к 45 тысячам.
Под словом «чернобыльцы» следует понимать людей, работавших в течение месяца в опасной для жизни зоне (10-километровой) и получивших дозы облучения, приведшие к инвалидности, а также детей из зараженной территории. Может, жестко, но иначе нельзя.
Необходимо определить связь загрязненной территории с заболеванием и присваивать соответствующий статус. Иначе у нас не хватит средств, уже сейчас программы только по инвалидам Чернобыля заведомо экономически невыполнимы. Такой критерий обеспеченности вводился Кабинетом министров, но Верховный Совет его не принял. Это во многом определяется тем, что большинство депутатов избрано от этих зон.
СЧУ предлагает рассматривать внесение изменений в «чернобыльское» законодательство только после принятия парламентом Украины очень важного нормативного документа - Концепции радиационной защиты населения Украины, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, которая уже разработана Кабинетом министров. Эта Концепция дает нормативную базу для разработки и принятия «чернобыльских» законов не на волевой, а (впервые) на научной основе. В проекте этого документа нет понятия «плотность заражения». Ведь на человека влияет не «плотность заражения», а доза, которую он получил.
Если Концепцию принять, то тогда нужно будет проводить регулярные переосвидетельствования зон. Это значит, что при изменении статуса территории прекращаются дотации из бюджета Украины данной территории и прекращаются льготы от налогообложения. Территория должна начинать работать, приносить прибыль, в бюджет государства в том числе. Однако предусмотрено, что при изменении статуса территории статус жителей не меняется, т.е. сохраняются прежние для них социальные и медицинские гарантии. Но эта Концепция не устраивает нынешний состав парламента.
В действиях свыше, направленных на существенное сокращение государственных чернобыльских программ, как отметил Ю.Андреев, подразумевается также ликвидация всеукраинской организации «Союз Чернобыль Украины». Такой подход ошибочен. Пора бы понять, что чернобыльцы не за льготы, а за социальные государственные гарантии. Нельзя превращать защитников Отечества в изгоев.
*Педигри - название корма для собак.