ЕСЛИ АТОМНОГО ДЖИНА НЕЛЬЗЯ ЗАГНАТЬ ОБРАТНО, ТО ЕГО НУЖНО КОНТРОЛИРОВАТЬ

Поделиться
Согласно Указу Президента Украины Л.Кучмы, создается Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности (на базе Минприроды и Госкомитета по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора)...

Согласно Указу Президента Украины Л.Кучмы, создается Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности (на базе Минприроды и Госкомитета по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзора). Чем вызвано такое реформаторское решение, какие это повлечет изменения в природоохранной политике и, в частности, в плане обеспечения ядерной безопасности? - на эти и некоторые другие вопросы корреспондента «ЗН» отвечает министр охраны окружающей природной среды Украины народный депутат Юрий КОСТЕНКО.

- В целом эта реорганизация является составной частью преобразований в системе органов, призванных обеспечивать экологическую безопасность в нашем государстве. Дело в том, что после ряда аварий на атомных станциях, особенно после чернобыльской, стало очевидно, что невозможно достичь безопасности в государстве, использующем ядерные технологии, без активного вмешательства природоохранных органов на стадии проектирования, строительства и контроля за функционированием ядерных энергетических объектов. В других европейских странах пришли к такому пониманию на государственном уровне гораздо раньше нас, и в структурах их природоохранных ведомств появились подразделения, отвечающие за регулирование и контроль использования ядерной энергии. К примеру, в Германии министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов, в структуру которого входит и орган наподобие нашего Госатомнадзора, осуществляет помимо всех прочих природоохранных функций и регулирование использования ядерной энергии. Во Франции орган контроля ядерной безопасности подчинен двум ведомствам - министерству охраны природы и министерству промышленности. В Швеции министерство экологии фактически осуществляет верхний уровень регулирования ядерной и радиационной безопасности, то есть устанавливает нормативы, критерии, определяющие развитие ядерной энергетики. Таким образом, в странах с развитой атомной энергетикой ядерно-радиационная безопасность рассматривается как составная экологической безопасности, что абсолютно логично. У нас, к сожалению, несмотря на чернобыльскую катастрофу, нанесшую несравнимый и несоизмеримый урон окружающей среде, не было сделано подобных шагов в направлении реформирования органов, отвечающих за экологическую безопасность.

Хотел бы отметить, что еще два года назад, когда меня назначали на должность министра экологии, я отстаивал идею объединения Минприроды и Госатомнадзора. И вот почему. В комиссии Верховного Совета я занимался изучением причин чернобыльской катастрофы и многочисленные факты убедили, что не допустить возможности такой широкомасштабной аварии можно только на стадии проектирования АЭС и осуществления эффективного контроля (разумеется, не ведомственного) за ее функционированием. Впоследствии в этом убеждался многократно и будучи министром. Исходя из того, что Украина имеет чернобыльскую проблему и, к тому же, перенасыщена ядерными блоками большой мощности, Указа Президента будет только способствовать повышению уровня безопасности наших АЭС. Заниматься же ликвидацией катастрофы, которая уже произошла, - дело бесперспективное. Нужно бороться с причинами, а не с последствиями.

Кстати, в свое время, еще занимая пост премьер-министра, Леонид Данилович Кучма согласился подписать распоряжение по поводу реформирования Минприроды. Однако такую позицию тогда не восприняли в администрации бывшего президента и распоряжение было заблокировано. Что касается основных функций нового министерства, то помимо безопасности ядерных реакторов

необходимо изменять подходы уже на стадии выбора площадки АЭС. Сегодня факт уже известный: практически ни одна атомная станция в Украине не отвечает экологическим требованиям относительно места их расположения.

Чернобыльская АЭС находится в верховье р.Днепр - основной водной артерии Украины, к тому же на геологическом разломе. Хмельницкая АЭС возведена на местности, бедной водными ресурсами, и чтобы она могла нормально функционировать, понадобилось построить большие пруды-накопители. Ривненская АЭС поставлена на карстовых породах, и после ее строительства пришлось укреплять фундаменты, что на 40 процентов увеличило стоимость строительства. Запорожская АЭС находится в непосредственной близости от ТЭЦ, и сегодня значительное количество перегретого пара, подымаясь в воздух и, смешиваясь с выбросами тепловой электростанции, выпадает в виде кислотных дождей. Опять же таки проблему маловодности при строительстве Южноукраинской АЭС нужно решать путем сооружения каскада водохранилищ, а в результате будут затоплены значительные площади плодородных земель, пастбищ, уникальные природные ландшафты.

Все это говорит о том, что строительство и функционирование ядерно-энергетических комплексов ранее не увязывалось с возможностями природы, что в итоге породило большое количество экологических проблем.

Другой серьезной проблемой, которую необходимо решать новому министерству, является обеспечение безопасности всего цикла ядерной отрасли, начиная от добычи и обогащения урана и заканчивая строительством хранилищ для отработанного топлива. Госатомнадзор контролировал лишь в той или иной степени ядерные реакторы. Что касается переднего цикла ядерной энергетики, т.е. обращения урана, то он оставался фактически вне контроля. Как следствие такого подхода имеем теперь в районе Желтых Вод, где находится комбинат по добыче и обогащению урана, экологическую катастрофу.

Строительство национального хранилища для радиоактивных отходов, которое сегодня проектируется в Украине, также должно быть увязано с экологическими возможностями регионов. Дабы избежать печальных последствий.

Или возьмем комплекс проблем чернобыльской зоны, порожденных аварией, в том числе и экологических. Как известно, их решение возложено на специально созданное министерство. Но ведь сейчас уже фактически пол-Украины стало зоной, ибо радиоактивное загрязнение постепенно распространяется на чистые территории, и Минчернобыль дублирует функции других министерств.

- То есть одни функции дублировались разными ведомствами, а другие оставались вне контроля. Теперь-то, можно надеяться, с этим будет покончено?

- Действительно, большое количество объектов, имеющих отношение к использованию ядерной энергии, контролировались многими ведомствами, а другие были бесконтрольными. Яркий пример тому недавний случай на Николаевском глиноземном заводе, когда в результате разрушения источника ионизирующего облучения радиационному влиянию подверглось много людей, загрязнены значительные площади. Поэтому я исхожу из того, что Министерство охраны окружающей природной среды должно регулировать и контролировать разные аспекты использования ядерной энергии. Убежден, что реорганизация структур исполнительной власти, отвечающих за регулирующую деятельность, позволит, В конечном итоге, прийти к безопасному использованию ядерной энергии.

Реорганизация также позволит сконцентрировать специалистов, которых не так уж и много в Украине, ликвидировать чисто ведомственные интересы. Ведь почему в бывшем Советском Союзе ядерные аварии и катастрофы долгое время оставались в строжайшей секретности? Контролирующие органы, как правило, принадлежали к этой же отрасли. Были нарушены основные принципы ядерной и радиационной безопасности - размежевание функций управления и регулирования.

Поэтому такую реформу сделать необходимо. Что бы там ни говорили, мы будем вынуждены использовать в Украине «мирный атом» еще длительное время. Даже если будет принято решение закрыть все атомные станции, то этот процесс займет десятилетия. Конечно, ядерная энергетика, как таковая, и, в частности, порождаемые ею другие проблемы, например проблема радиоактивных отходов, экологически чрезвычайно опасная отрасль. Но сегодня человечество пока не может предложить альтернативу этому мощному источнику энергии. Ресурсы органического топлива на Земле, как известно, через несколько десятилетий исчерпаются. И пока никто из ученых не может ответить определенно, каково будущее энергетики без ядерной составной.

- Новое министерство, по-видимому, будет иметь достаточно широкие полномочия в сфере соблюдения ядерно-радиационной безопасности. Какие?

- Эта реорганизация - одна из самых существенных мер по осуществлению экологической реформы. В соответствии с президентским Указом Минприроды обретает дополнительные полномочия в сфере регулирования безопасного использования ядерной энергии.

Следует отметить, что в настоящее время мы имеем своих представителей на экологически опасных объектах и на практике убедились, что только при условиях, когда Минприроды влияет на уровне конкретных технологий, можно эффективно осуществлять природоохранную политику. А когда уже имеется, например, громадный металлургический комбинат, который использует давно устаревшую технологию, то его остановить довольно проблематично, ибо это повлечет за собой серьезные проблемы социального характера, особенно в условиях экономического спада.

Проблему Чернобыля тоже не решить простой остановкой действующих блоков. Ибо есть «саркофаг» с разрушенным реактором и нужно думать, как с ним быть. У нас есть своя концепция, как выводить Чернобыльскую АЭС из эксплуатации, и мы как стояли, так и стоим на том, что постепенно все реакторы РБМК необходимо вывести из эксплуатации, но сделать это нужно таким образом, чтобы мы не остались с энергетической «дырой» и социальными проблемами наедине.

Есть еще один важный аргумент в пользу Указа Президента. Поскольку Украина взяла курс на использование ядерной энергии в мирных целях и будет уничтожать ядерное оружие, то нужно эту систему «открывать». Как известно, где есть монополия и закрытость информации, там неизбежны нарушения. Чем больше будет открытости, тем выше безопасность.

- Следует понимать, что информация об экологически опасных объектах, в частности о состоянии ЧАЭС и других атомных станций, станет, скажем так, более доступной для населения?

- Согласно Закону об охране окружающей природной среды вся экологическая информация является открытой. То есть сам статус министерства обязывает к этому.

Одно из заданий нового министерства усматривается в создании эффективной системы информирования населения о состоянии окружающей среды и, в частности, на ядерных энергетических объектах. Чем больше будет открытой информации, чем больше люди будут знать о реальных проблемах и состоянии ядерной отрасли, тем безопаснее станут эти объекты.

В конечном итоге будет создана такая система, которая не позволит больше повториться Чернобылю.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме