Миновал последний год первого постчернобыльского десятилетия. И - первый год от подписания меморандума между странами «большой семерки» и Украиной по выведению Чернобыльской АЭС из эксплуатации. Но создается впечатление, что все осталось на своих местах, и уж точно, что каждая из сторон, заинтересованных в закрытии ЧАЭС, осталась при своих интересах.
Украина вряд ли надеется, что ЧАЭС будет закрыта к концу 2000 года, в соответствии со статьями меморандума. Поскольку западные партнеры не спешат финансировать работы, связанные с остановкой реакторов и с введением в эксплуатацию энергозамещающих мощностей на Ривненской (4-й энергоблок) и Хмельницкой (2-й энергоблок) атомных станциях. К тому же, энергетический кризис принуждает украинскую сторону устраивать небольшой спектакль, где главным действующим лицом является все та же злополучная Чернобыльская АЭС. В тот день, когда Запад потихоньку отпраздновал остановку 1-го энергоблока ЧАЭС, Госкоматом Украины на всякий случай «звякнул» ключиком от чемоданчика с ядерной кнопкой от 2-го чернобыльского энергоблока. И приказал персоналу ЧАЭС: подать в Госкоматом на утверждение план мероприятий, необходимых для ремонта и введения в рабочий режим 2-го энергоблока, который остановлен вследствие повреждений во время пожара в октябре 1991 г. Профинансировать работы по введению блока в эксплуатацию должен госбюджет. Директор ЧАЭС В.Парашин заявил, что 2-й энергоблок должен быть запущен в четвертом квартале 1997 г. Большинство западных экспертов, сочувствуя Украине в связи с перманентным энергетическим кризисом, тем не менее назвали решение Госкоматома «очередным витком нагнетания напряженности» в вопросе закрытия ЧАЭС.
На этом фоне высказывание одного из авторов меморандума, ведущего эксперта по вопросам ядерной энергетики Клода Мандила о том, что «Украина четко выполняет обязательства по... закрытию ЧАЭС» выглядит воплощением дипломатической этики. Поскольку декабрьские переговоры в Славутиче между экспертами Украины и «большой семерки» фактически стали очередным дипломатическим раундом выяснения и подтверждения старых позиций. Украинская сторона подготовилась к встрече «во всеоружии»: отечественные эксперты и чиновники из министерств охраны окружающей среды, экономики, энергетики, финансов и даже МИДа предложили западным коллегам бизнес-планы по реализации некоторых проектов. Назову предложенные Украиной проекты:
1. Преобразование объекта «Укрытие» («Саркофаг») в экологически безопасное сооружение (включая механизм долгосрочного финансирования проекта и план действий на ближайшие 5, 10, 15 лет);
2. Выведение ЧАЭС из эксплуатации;
3. Окончание строительства
4-го энергоблока Ривненской и 2-го энергоблока Хмельницкой АЭС (включая подготовку кредитного договора и план-график работ по окончанию строительства блоков);
4. План действий и финансовое обеспечение программы решения социальных проблем города чернобыльских энергетиков - Славутича (этот план подготовила специальная рабочая группа экспертов Украины, США и ЕС);
5. Создание и организация работы Международного чернобыльского центра.
Эксперты «большой семерки» одобрили проекты и предложили украинской стороне в 1997 году утвердить план финансирования работ по выведению ЧАЭС из эксплуатации. Сумма - 540,67 млн. экю. Деньги распределяются по следующим важнейшим подпроектам: 87,9 млн. экю - для управления проектом и обеспечением безопасности всех работ; 214,4 млн. экю - для проведения подготовительных работ перед выведением 1 - 3-го энергоблоков из эксплуатации; 15 млн. экю - на строительство и оборудование новой котельни; 67 млн. экю - на поставку и установление оборудования для переработки твердых отходов; 112 млн. экю - на строительство и оборудование «могильника» для ядерных отходов. Причем строительство указанных трех объектов должно начаться, и окончиться в 1997 г. Украина снова согласилась с выводами западных экспертов.
Во время встречи с делегацией G-7 вице-премьер Василий Дурдинец был более категоричен. Он подчеркнул, что необходимо в сжатые сроки определить термины выведения Чернобыльской АЭС из эксплуатации, график и механизм финансирования Западом этих работ. Поскольку после подписания меморандума украинское правительство подписало соответствующие документы о финансировании отдельных видов работ и проектов (с Европейским банком реконструкции и развития на сумму 118 млн. экю; с Европейской комиссией ЕС - на 37 млн. экю). Пока что дальше подписания дело не пошло. Неясна и ситуация с финансированием работ на Ривненской и Хмельницкой АЭС. А ведь запустить там новые блоки необходимо еще до конца 1998 г., чтобы сбалансировать энергетическое производство и снабжение, когда будет закрыта Чернобыльская станция.
В.Дурдинец также сообщил, что Украина может предложить собственные мероприятия (разработки) по преобразованию «Саркофага» в экологически безопасное сооружение. Поскольку даже после закрытия ЧАЭС и проведения работ по обеспечению безопасного функционирования украинских ядерных реакторов разрушенный в апреле 1986 г. чернобыльский 4-й реактор будет физически существовать...
И Украина, при создавшихся взаимоотношениях с «большой семеркой», рискует в конце концов остаться один на один и с проблемами ЧАЭС, и с «саркофагом», и с реформированием энергетического сектора в целом. Не время искать, кто прав, а кто виноват: Украина, звякающая своим «ядерным ключиком», или же Запад, выжидающий общей экономической и финансовой стабилизации в Украине. Похоже, ушедший год засвидетельствовал: мир попал в сети собственных атомно-шантажных интриг.