ЗВЕЗДНЫЙ ТАЛАНТ

Поделиться
Хотя маленькая Светлана и не догадывалась, что город Таганрог, в котором она родилась, — родина великого драматурга Антона Чехова, выступать на сцене любила чрезвычайно...
Светлана Добронравова с Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем

Хотя маленькая Светлана и не догадывалась, что город Таганрог, в котором она родилась, — родина великого драматурга Антона Чехова, выступать на сцене любила чрезвычайно. Свои артистические способности она демонстрировала в детсаду — ни один праздник не обходился без нее.

Однако, закончив школу, почему-то представляла себя в роли сурового физика или математика. И только после того, как в Ростове-на-Дону не прошла по конкурсу в университет, изменила свои планы.

В следующем году Светлана Добронравова успешно сдала экзамены в Ростовское музыкальное училище, где и определилось ее настоящее призвание. Став со временем студенткой местной консерватории, попала к двум замечательным педагогам — профессорам Александру Здановичу и Лие Хинчин, которые заботились не только о серьезной вокальной подготовке студентки, но и о становлении ее как человека и неординарной творческой личности. Одним из первых художников-профессионалов, оценивших талант их воспитанницы, стал главный дирижер Львовской оперы Игорь Лананич. Прослушав Светлану на еще союзной «ярмарке» выпускников консерваторий, пригласил ее в Украину. Дебютировала она сразу в одной из сложнейших партий для сопрано — Тоски в одноименной опере Дж.Пуччини. Кстати, сумела так перевоплотиться в свою героиню, что мама, приехавшая на спектакль, не узнала собственную дочь.

Семь лет работала молодая певица во Львове — готовила новые партии, изучала украинский язык. Поставила даже личный «рекорд» — музыкальный материал и характер Елизаветы из оперы «Дон Карлос» Дж. Верди «вобрала в себя» всего за десять дней. Пела «Джоконду» в одноименной опере А.Понмкьелли, Венеру в «Тангейзере» Р.Вагнера, Ярославну в «Князе Игоре» А.Бородина. Все изменила партия Сантуцци из «Сельской чести» П.Масканьйи.

Именно в ней пришлось Светлане неожиданно выйти на сцену Национальной оперы страны, чтобы спасти представление, находящееся под угрозой срыва. Видимо, гостья произвела яркое впечатление не только на публику, но и на руководство театра, поскольку вскоре стала одной из солисток столичной оперной труппы.

Репертуар певицы пополнился партиями Марии и Лизы в операх П.Чайковского «Мазепа» и «Пиковая дама», Донны Эльвиры в «Дон Жуане» В.А.Моцарта и принцессы Эльзы в «Лоэнгрине» Р.Вагнера, Аиды в одноименной опере и Абигаиллы в «Набукко» Дж.Верди. И каждый созданный ею вокально-сценический образ становился заметным событием в художественной жизни города, принося артистке признание киевских (а со временем и зарубежных) меломанов. Но если профессионалы с удовольствием обсуждали ее мецца воче и фортиссимо, умелое воспроизведение сложнейших фиоритур мелизмов и прочих наиболее вычурных мелодийных украшений, то публика — с ее безошибочной интуицией — очень быстро признала певицу одной из своих любимиц, заслуживающих восхищенного преклонения. Собственно, иначе и быть не могло. Ведь каждую партию артистка выполняла не только мастерски, но и с такой высокой самоотдачей, словно это была единая возможность выразить свои собственные чувства — а не только героини — любовь, боль, надежду.

Светлана Добронравова беспощадна к себе и к своему дивному голосу, за что ей иногда достается от концертмейстера Константина Фесенко. Именно в дуэте с ним она должна прожить-выстрадать оперную партию или камерное произведение, чтобы затем на сцене максимально точно и выразительно передать заложенные в них мысли и чувства.

Киевская певица много раз гастролировала за границей и с коллективом Национальной оперы Украины, и по персональным приглашениям. И можно сказать, что прошлый театральный сезон заново открыл миру ее талант благодаря участию в международном музыкальном проекте, осуществленном одним из самых выдающихся музыкантов современности Мстиславом Ростроповичем. Именно он стоял за дирижерским пультом во время спектакля «Екатерина Измайлова» Д.Шостаковича, поставленного музыкальным директором и режиссером театра «Колон» Серхио Ренаном. Кстати, Мстислав Леопольдович, который в течение двух лет не мог найти исполнительницу заглавной партии, прослушав киевскую певицу (даже без нот, а потому и без музыкального сопровождения), сразу же распорядился оформить с ней контракт. Никаких замечаний не было потом и у консультанта по вокалу Галины Вишневской. Спектакль, показанный на нескольких известнейших сценах мира — в Мадриде, Неаполе, Мюнхене, Дижоне, Буэнос-Айресе, критики назвали одной из лучших оперных постановок прошлого века.

Как вспоминает Светлана Альбертовна, самые острые впечатления подарил Буэнос-Айрес, то заставляя изнывать от жары, то остужая пронзительным ветром. Спеша на оркестровую репетицию, она попала под жуткий ливень, что могло сказаться на голосе. В театре пришлось снять с себя и развесить едва ли не всю одежду... и репетировать.

После блестящего успеха в «Екатерине Измайловой» количество зарубежных приглашений возросло. Исполнив недавно в неапольском театре «Сан Карло» последнюю — сложнейшую — сцену из оперы Р.Вагнера «Тристан и Изольда», киевлянка поразила даже коллег, которые признали, что сегодня в Италии только две-три певицы могли бы потягаться с ней.

В августе певицу ждут новые путешествия — на музыкальные фестивали в Югославии и Франции. Вне оперной сцены народная артистка Украины Светлана Добронравова постоянно участвует в различных концертах, в частности в Национальной филармонии, готовит сольные программы, в которых звучат произведения П.Чайковского, С.Рахманинова, Б.Лятошинского и других композиторов.

Художественный руководитель филармонии народный артист Украины, профессор Владимир Лукашов говорит:

— Готовя к выпуску «Антологию современного музыкального исполнительства в Украине», посвященную 10-летию Независимости, я недавно прослушал и кассету с записями Светланы Добронравовой, опять восхищаясь этим вокалом высочайшего, действительно звездного уровня, с чрезвычайно тонким нюансированием, эмоциональностью, связанной именно с характером музыкального материала. Это редчайший сплав, которым владеют далеко не все представители крайне сложного оперного жанра. Имея прекрасное лирически-драматическое сопрано огромного диапазона, хорошую вокальную школу, певица стала ярким явлением в современном оперном искусстве и творит сегодня славу Украины, как, скажем, славу Италии творили Рафаэль, Микеланджело, дель Монако, Франции — де Сент-Экзюпери. Это не преувеличение.

Настоящий талант — уникальное, неповторимое явление. И он всегда работает на имидж государства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме