Ну кто из зрителей, которым посчастливилось попасть в Дворец культуры «Украина» на триумфальный концерт Национального заслуженного академического ансамбля танца имени П.Вирского, дивясь необыкновенному мастерству коллектива, мог бы подумать, что его художественный руководитель и генеральный директор Мирослав Михайлович Вантух сейчас в страшном волнении неутомимо ходит за кулисами, переживая каждое движение своих артистов? Казалось бы, чего волноваться? Достигнуты вершины славы, в разных странах мира киевлянам были адресованы самые пылкие слова признания и восхищения: «виртуозность, романтизм, живописность, глубина чувств, грация, фантастическая техника» — далеко не полный перечень оценок зарубежных рецензентов.
Зрители по пятнадцать-двадцать минут стоят и аплодируют исполнителям. Хореограф отмечен правительственными наградами, званием народного артиста, стал лауреатом Национальной премии имени Т.Г.Шевченко. Но никогда почести не были для него самоцелью. Главным всегда оставалось чувство ответственности — перед самим собой, перед людьми, перед искусством. Потому и не мог он сидеть во время концерта, и не спал ночь накануне и после концерта, и забыл на весь день о еде, а потом чувствовал себя словно «обесточенным».
Не отдохнув как следует, Мирослав Михайлович соберет своих артистов на репетицию. Поблагодарив скажет, что им есть чем гордиться; и напомнит, что залог успеха — систематический труд, стопроцентная самоотдача и бесконечная любовь к искусству, поэтому «Как человек я доволен вами, а как руководитель не имею права».
Наверное, артисты могли отмахнуться от таких знакомых, а потому уже надоевших слов, если бы не было в них столько страсти и убежденности Мастера и если бы не было перед глазами удивительного примера его подвижнической жизни.
Он всегда испытывал томление по совершенству — еще в детстве, когда участвовал в школьной самодеятельности: играл в театре, танцевал или пел. И позже, когда учился на хормейстерском, а затем хореографическом отделениях, преподавал сам, когда двадцатилетним начал руководить самодеятельным ансамблем «Юность», сделав его одним из лучших в бывшем Союзе. «Я никогда не бываю доволен собой и другими», — сказал он недавно, принимая поздравления с 40- летием творческой деятельности. Из них двадцать отданы ансамблю имени Павла Вирского.
Все эти годы он работал словно в прифронтовой полосе — под огнем постоянных сравнений со своим гениальным предшественником. Воссоздавая в удивительной чистоте его хореографические шедевры, он творил и свои, шел собственным путем. Если сценические произведения Павла Вирского вызывают ассоциации скорее с живописными полотнами, где есть своя драматургия, человеческие характеры, общение персонажей, то танцевальные композиции Мирослава Вантуха словно впитали чистые цвета, гармоничные ритмы и космическую энергию декоративно-прикладного искусства. И оценивать двух метров хореографии нужно с мудростью Рафаэля: на вопрос, кому лучше удалась картина — Леонардо да Винчи или Микеланджело, он ответил, что обоими надо равно гордиться.
В 1962 году Павел Вирский создал при ансамбле студию, которая воспитала многих талантливых исполнителей украинского народного сценического танца. А через три десятилетия Мирослав Вантух организовал еще и Детскую хореографическую школу, где закладываются основы того высочайшего профессионального уровня, по которому знатоки узнают киевских танцовщиков в любой стране, в любых коллективах. В этом году студию закончили юноши и девушки, которые семь лет назад были первоклашками в хореографической школе. Многие уже ездили с ансамблем на зарубежные гастроли и будут в нем работать. Они давно уже привыкли к напряженной творческой жизни в коллективе, поэтому и не удивлялись, что сдавать свой последний выпускной экзамен и получать дипломы им пришлось в праздничный день.
...А следующим утром уже сдавали вступительный экзамен те, кто мечтает повторить успех талантливых артистов балета, творчество которых впитало «красоту родной земли, знания, юмор и оптимизм своего народа».