ЖВАЧКА ДЛЯ МОЗГОВ

Поделиться
Уровень адреналина в крови при просмотре наиболее волнующих телепередач зачастую превышает тот, который вызывают жизненные переживания...

Уровень адреналина в крови при просмотре наиболее волнующих телепередач зачастую превышает тот, который вызывают жизненные переживания. Именно перед телевизором мы грызем ногти, съезжаем на край кресла от напряжения и швыряем в телеэкран тапочки, если проигрывает любимая спортивная команда. Но не становится ли влияние TV слишком навязчивым?

Приводим мнение доцента кафедры детской психиатрии Игоря Марцинковского. Итак.

Телевидение есть своеобразной формой подачи информации в конкретно-образной форме. Специфика нашего общества сейчас такова, что дети и подростки получают таким образом 80% информации. Гораздо меньше новостей поступает из книг и газет. Причем заметен глобальный перекос в подаче информации. У ребенка и подростка мозговая деятельность не сформирована окончательно, дети легче воспринимают конкретно-образную информацию. И если идет злоупотребление этой формой информирования (телепередачами), то нарушается процесс созревания левого полушария. Такие дети растут более инфантильными и в целом отвыкают от абстрактно-логического мышления, от работы с чисто устной информацией. Поэтому дозированность телеинформации для детей и подростков просто необходима.

Что касается качества телепродукции, драматизировать ситуацию не стоит. Критика многих передач, западных мультфильмов и детских сериалов несколько сгущает краски. Герои мультфильмов могут вести себя по отношению друг к другу достаточно агрессивно - и сцены схваток, и борьба - но это является способом подачи информации. В целом же главной идеей есть победа добра над злом. С этой точки зрения многие импортные мультфильмы ничуть не хуже нашего «Ну, погоди!».

Есть действительно низкопробная продукция - художественные фильмы, в которых открыто пропагандируется агрессия, детализированно и очень натуралистично показаны сцены убийств и пытки. Но нельзя утверждать категорично, что такого рода продукция приводит к нарушению развития здорового человека. Другое дело, если эти фильмы смотрят люди с психическими отклонениями. Таких людей не слишком много всего - 5-7%. Насилие и агрессия с телеэкрана снабжают дополнительной информацией и провоцируют активность таких людей. Люди со здоровой психикой воспринимают такую информацию достаточно трезво. Тем более сейчас ажиотажный интерес к телепродукции явно агрессивного характера уже прошел.

Наиболее подвержены агрессии с телеэкрана, конечно же, подростки. Именно они в период возрастных кризов обладают тенденцией к оппозиционному поведению, противопоставлению себя другим. И в такой период влияние на них откровенно агрессивной продукции особенно опасно.

Последствия усиленного просмотра телевизора чаще всего проявляются у детей - школьников 1-3 классов. Это астенические расстройства, повышенная утомляемость, рассеяность, трудность в сосредотачиваемости на уроках, затруднения в обучении письму, замедленное чтение. Мозг ребенка настраивается на зрительное восприятие, то есть читать книгу - это больший труд, чем получить информацию, просматривая телевизор. В этом сила телевидения, но в этом и его опасность.

Телевизор не только мощнейший способ подачи информации, но и мощнейший способ манипулирования сознанием, привычками, вкусами, общественным мнением. И должна быть какая-то проверка информационного качества телеканалов. Хотя одной цензуры в этом вопросе явно недостаточно. Воспитание и образование должно ориентироваться на хорошую телепродукцию, которая пропагандирует здоровые ценности. Цензор должен быть внутри каждого человека - то есть сознательный отказ от приобретения или просмотра сомнительной продукции.

Под действием телевидения мы, безусловно, меняемся идеологически и психологически. Плохо это или хорошо - трудно сказать однозначно. Но остановить этот процесс или отказаться от него - невозможно. Поэтому нужно думать о том, как ограничить минусы и отрицательные побочные эффекты.

Каждому - свое

Я еще помню времена, когда у кинотеатров выстраивались очереди - чтобы посмотреть «Маленькую Веру» и «Меня зовут Арлекино». Тогда считалось, что громче, лучше, круче этих фильмов уже не будет. Понадобилось совсем немного времени, чтобы убедиться: есть, да еще куда круче!

«Клубничка», выпущенная на свободу, оказалась клейкой смесью синтетических заменителей вкуса и сомнительного сюжета, но изголодавшаяся по экзотике публика конца 80-х сжевала ее с громким довольным урчанием: надо же, и у нас есть кино «про это». А затертые, с гундосым озвучиванием видеоленты боевиков производили такое же впечатление, как серебряное ситечко для чая на Эллочку-людоедку.

Мы хотели видеть все. Быть «просвещенными», подобно «забугристому» населению. Давайте нам и порно, и эротику, и спорт (лучше, если он будет кровавым). Все это мы получили. Хваленая свобода, отсутствием которой мы привыкли мазохистски утешаться, выскочив за пределы запретов, просто превратилась в теленаваждение.

Впрочем, пик низкопробности мы уже пережили. Сейчас все больше и больше сетуют на то, что смотреть на TV практически нечего. (Хорошо, что еще понимаем - нам подсовывают мусор). Но - все равно каждый вечер таращимся в «ящик», который однообразно вещает о гигиенических прокладках и подстерегающем нас на каждом шагу кариесе.

Телепространство нас душно обволакивает. «Новости», пожалуй, единственное животрепыхающееся видение в этой духоте. Последние новинки Голливуда доходят до нас: а) сообщениями в прессе, б) видеокассетами. Выбирайте, смотрите. Мой одиннадцатилетний племянник знает хронометраж всех фильмов с Ван Даммом, но не читал «Приключений Тома Сойера». Рискну заметить, что некоторые ограничения в книговыборе могут культивировать приверженность к традициям хорошей литературы. Таким образом, можна вывести почти арифметическую зависимость: избыток одного компонента (в даном случае - телепродукции) неизбежно ведет к уменьшению потребления противоположного (книг).

И еще. Однажды на вечеринке моим соседом по столу оказался студент Института международных отношений. Разговор зашел о литературе. Кто-то вспомнил Набокова. Мой сосед недоуменно прошептал мне на ухо: «Это кто?». Я посмотрела на него и не удержалась: «Это сын Маяковского. От Лили Брик. Написал книгу «Лолита», которую посвятил своей матери». Парень протянул «А-А-А» и облегченно вздохнул. (Наверное, от того, что услышал более знакомые фамилии)… Я подумала, что вот он станет дипломатом, будет представлять где-то нашу страну, и мне стало стыдно.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме