ЯВЛЕНИЕ «ЦАРЯ ЭДИПА» СЛАВУТИЧУ И УКРАИНЕ

13 сентября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №37, 13 сентября-20 сентября

Третий Международный фестиваль детского творчества, телевидения и прессы «Золотая осень Славутича» завершился 8 сентября праздничным гала-концертом...

Третий Международный фестиваль детского творчества, телевидения и прессы «Золотая осень Славутича» завершился 8 сентября праздничным гала-концертом. В этом году форум был посвящен пятой годовщине независимости Украины и стал частью президентской программы «Дети Украины».

Пока взрослые решают проблемы сегодняшние, дети формируют мир своего будущего. Новым фестивалем фестивалей стала «Золотая осень Славутича», гостеприимно открывшая концертные залы и площадки иным виртуозам - победителям международных конкурсов, участникам коллективов народного творчества, танцорам и художникам, журналистам и поэтам, а также - поварам, модельерам - и всем жителям этого прекрасного города. Наверное, ни в каком другом уголке Украины не встретить такого отношения к детворе - это самая уважаемая и любимая категория населения. «Они могут все» - это девиз фестиваля.

Кульминацией его стала премьера оперы-оратории И.Стравинского «Царь Эдип». Если вы верите в мифы, в пророчества и предсказания, если вы задумываетесь над предзнаменованиями и живете в ожидании чуда - вы идеальный зритель и слушатель этого монументального сочинения великого мастера. Первое сценическое воплощение оперы-оратории «Царь Эдип» в Украине осуществили режиссер В.Вовкун, хормейстер, народный артист Украины Б.Анткив, дирижер - лауреат международных конкурсов В.Сиренко силами Государственной мужской хоровой капеллы им. Л.Ревуцкого, заслуженного симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины, студии ансамбля танца им. П.Вирского, Киевского квартета ударных инструментов «Ars Nova», вокального дуэта «Зикр» камерного хора «Оранта», а также детских коллективов г.Славутича.

Сожалеть можно было лишь об отсутствии в городе энергетиков античного амфитеатра, поскольку действо было достойно древней сцены.

Современное решение площадки стадиона с использованием уникальной сценической конструкции (фирма «Zinteco») в стиле Мейерхольда, украшенное световыми и лазерными видеоэффектами, прекрасно озвученное «Коморой», поражает воображение жителя урбанистического мира. На стыке тысячелетий нам напомнили античный миф, предостерегающий человечество от эдипова комплекса, предупреждающий проблемы взаимоотношений народа и власти.

Именно эти темы определили выбор постановщика, В.Вовкуна. «Я стремлюсь посмотреть на человечество, движущееся неизвестно куда в докторских диссертациях, поделенное на пешек и царей и на самого себя сквозь «всевидящее» око... Этот взгляд сопровождается ритуально магичным боем барабанов, и останавливая время от времени действие оперы, словно останавливает время...»

Две с половиной тысячи лет спустя после Софокла его трагедии воплотил в музыке

И.Стравинский: латынь по его мнению - единственный язык, способный наиболее возвышенно говорить и повествовать, возвещать и предостерегать устами героев мифа. Остановив действие на сцене, композитор перенес его в музыку. «Музыка у меня делается драмой», - говорил он о своем произведении. Оркестр под управлением В.Сиренко справился с задачей невероятной сложности. «Мы решили с режиссером, что оркестр не должен визуально «мешать» действию, поэтому на сцене были построены специальные конструкции. Специалисты из «Коморы» и «Zinteco» отработали прекрасно, и на мой взгляд, 50% успеха постановки - это их заслуга.

- Сцена, фактически представляющая собой три уровня, напоминает античные изображения: поле стадиона с огромным количеством «массовки» и сама сцена, на которой два уровня: в нижнем - балет и оркестр, в верхнем - хор и солисты. Над всеми «парит» дирижер. Наверное, это непривычно для мастера симфонического жанра?

- Мне было невероятно интересно все это познать «изнутри» - балет работал за моей спиной под аккомпанемент ансамбля ударных. Думаю, если публике понравилось, значит, это хорошо.

Пластические, или хореографически-пантомимные интермедии между картинами оперы-оратории решены в стиле греческих народных танцев, визуально они воспринимаются как ожившие рисунки на амфорах, вазах и барельефы древнегреческих сооружений. Артисты ансамбля Вирского и его студии воплотили языком движения и жестов музыкальное решение ритуально-космической переклички эпох.

Именно таким был замысел В.Вовкуна, воплощенный художественным руководителем квартета «Arts nova» Г.Черненко.

«Нам хотелось дать публике возможность ощутить контакт с далеким прошлым, «пообщаться с богами».

- В своих эпизодах вы отталкивались от стиля музыки И.Стравинского?

- Мы решили отказаться от этого, чтобы не повторять оперу-ораторию, но показать существование «параллельного» мира. Основой моего решения была древнегреческая музыка и ритуальные ритмы Азии.

- Не боитесь сравнения с Игорем Федоровичем?

- Нисколько, мы очень сильно отличаемся. Мы приняли решение сознательно не подражать и не использовать его ритмов, чтобы нас не обвиняли в «компиляции». В любом случае, эклектика есть, это можно судить по-разному, и этого не нужно бояться. Это - новое в нашем искусстве.

Жители города Славутича невольно стали участниками массового действа оперы-оратории «Царь Эдип». Стилистика И.Стравинского, разрушающего традиции итальянского бельканто, была хорошо передана солистами - А.Лузей (Царь Эдип), Л.Зюбиной (Иокаста), Я.Ходоривом (Креонт), Т.Конощенко (Тиресий), В.Русовым (пастух), К.Левицким (Вестник).

Несколько лет шел к этой работе художественный руководитель Государственной мужской хоровой капеллы им.Л.Ревуцкого, народный артист Украины Б.Анткив. Капелла справилась со сложнейшей партитурой, и эта работа достойна того, чтобы ее слышали и видели как можно больше слушателей. Для телезрителей страны будет подготовлена телеверсия, и наверное было бы целесообразно показать оперу-ораторию в столице.

В финале произведения Царь Эдип воспарил в ночном небе Славутича и «рассыпался» на тысячу звезд.

Трагедия Эдипа, перенесенная в наше время, вдохновляет современников на сотворчество с древнегреческим поэтом, мифом, с композитором-авангардистом. И вся публика участвует в этом волшебном неповторимом действе. Да не прервется связь времен...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно