ВРЕМЯ СЮРПРИЗОВ

7 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 7 мая-14 мая

На этой неделе в Киеве завершился один из самых представительных музыкальных конкурсов, проводящихся в Украине, - Третий международный конкурс юных пианистов им.В.Горовица...

На этой неделе в Киеве завершился один из самых представительных музыкальных конкурсов, проводящихся в Украине, - Третий международный конкурс юных пианистов им.В.Горовица. Это событие вызвало немалый интерес у публики. От тура к туру его посещало все больше слушателей, и третий тур во всех возрастных группах проходил при аншлаге. Собственно, аншлагом это назвать мало - в залах Украинского дома и Колонного зала им.Лысенко трудно было найти даже «стоячее» место под стеночкой или колонной. Пожалуй, такого не бывало давно, даже на концертах заезжих знаменитостей. Возможно, такая открытость и непосредственность в проявлении эмоций в зале могла помешать работе жюри, но определенно - это была прекрасная школа для тех, кто хотел чему-то научиться, и просто замечательная возможность послушать хорошую музыку для тех, кто любит это невинное и обычно достаточно дорогостоящее занятие.

Конкурс - это всегда сюрпризы. Сюрпризы судейства - приятные и наоборот, сюрпризы в поведении участников и их исполнении, сюрпризы в поведении публики и оценках прессы. За этим интересно наблюдать, потому что мир конкурса полон неожиданностей не чуть не меньше, чем приключенческий роман, в этом страшновато, но интересно принимать участие, потому что это своего рода проверка если не на «истинность», то уж во всяком случае на «удачу». Сама программа конкурса тоже была укомплектована сюрпризами настолько, насколько это вообще можно было себе позволить при столь плотном графике. Сюрпризы эти были наполнены назидательным символизмом, как тому и следовало быть на детско-юношеском конкурсе.

Видимо, концерт правнучки великого пианиста должен был стать наиболее ярким сюрпризом, символом, изюминкой Третьего международного конкурса юных пианистов памяти Владимира Горовица. Что ж, сюрприз был налицо - на сцене за роялем сидела Евгения Чудинович, правнучка великого маэстро, последняя ученица его сестры Регины. Казалось бы - благородное древо не увяло и дало новый живой росток. Впрочем, того, что правнучка Горовица тоже играет на рояле, оказалось совсем недостаточно, чтобы сделать подобное заключение. Несмотря на то, что вокруг этого концерта было поднято немало шума, несмотря на аншлаг и ликование зала, несмотря на немалый концертный список в карьере юной пианистки, концерт на сцене Колонного зала им.Лысенко не относится, видимо, к числу самых больших творческих удач Евгении Чудинович. Ей не удалось блеснуть ни виртуозностью, ни тонким чувством стиля в Концерте Моцарта, где добрая половина пассажей оказалась смазанной и лишенной должного блеска. Попытка же компенсировать недостаток филигранной техники эмоциональными всплесками, к сожалению, при исполнении венской классики не совсем уместна - за этими порывами окончательно и бесповоротно теряется стиль.

Немного лучше прозвучали Рапсодии на тему Паганини С.Рахманинова. Здесь по крайней мере эмоциональность исполнения соответствовала самому духу произведения. Гораздо лучше выглядело оно и с точки зрения техники исполнения. О «глубине» трактовки можно спорить. Но уж никак нельзя сравнивать трактовку Чудинович с трактовкой В.Горовица, как пытались это сделать иные критики. Возможно, они представляют два возможных полюса исполнения этого произведения: философствование за роялем и чистая эмоция, граничащая с салоном. Спорить о том, «что правильнее», бессмысленно не менее, чем спорить о том, может ли вообще женщина «правильно» трактовать Рахманинова. «Неправильных» трактовок, наверное, вообще не бывает - бывают трактовки, с которыми мы не согласны. И вряд ли, слушая того или иного исполнителя, вообще стоит отсылаться к кому-нибудь из «великих». И в этом плане Евгении Чудинович «не повезло» с прадедушкой - по крайней мере ближайшее время она обречена на постоянные сравнения (которые она сама, кстати, подогревает в своих интервью). И, к сожалению, они пока что не в ее пользу. Евгения Чудинович выступила на этом конкурсе, пожалуй, образчиком того, что потомку «великого» трудно утвердиться в качестве самостоятельного творца, причем в первую очередь - внутри себя.

Поэтому изюминка, надо сказать, получилась весьма тонкой. Судя по уровню участников конкурса в своей возрастной группе, Евгения вряд ли поднялась бы выше второго тура, если бы участвовала в конкурсе на общих условиях. И в этом плане концерт правнучки В.Горовица может быть расценен как символ: независимо от фамилии, родственных связей, учителей - именно сцена проверяет музыканта. Приятно было слышать, как уверенно проходят эту проверку юные конкурсанты. И то, что концерт правнучки Владимира Горовица вызвал такое умиление у публики и прессы, - вполне понятно. Здесь и присутствие части жизни самого великого пианиста, и преемственность поколений, и обаяние юности, и просто проявление доброжелательности, составляющей дух этого конкурса.

Отдельно хочется отметить работу оркестра на этом концерте. Радует то, что филармонический оркестр под руководством Н.Дядюры преодолел, судя по всему, окончательно и бесповоротно период стремления «правильно сыграть ноты», что еще не так давно делало этот оркестр не самым лучшим аккомпаниатором. Оркестр стал чувствовать солиста, появилась сбалансированность ансамбля, которой так не хватало этому коллективу раньше. И если концерт Евгении Чудинович удался - в этом несомненная заслуга именно оркестра и его руководителя.

Подведение итогов конкурса, оценка его роли в нашей культуре и в жизни каждого его участника, конечно, еще впереди. Ведь мало назвать имена победителей. Скорее всего еще придется отвечать на вопросы, почему именно они (такие вопросы возникают после любого конкурса), и самое главное - на вопрос о дальнейших судьбах лауреатов, поскольку известно, что конкурс Горовица не забывает о своих участниках, едва отгремят прощальные речи. Ведь как известно из классики, именно то, что происходит «после бала», определяет историю. И мы, конечно, не раз еще вернемся к этим именам, к этому конкурсу, потому что само будущее фортепианной музыки, видимо, связано именно с ними. А пока, как этого ни мало, мы называем победителей.

В младшей группе первая премия досталась одиннадцатилетней одесситке Ирине Арбатской, вторая - Дине Писаренко из Донецка и киевлянину Вадиму Холоденко, третья премия у Анастасии Дранчук из Казахстана. В средней группе лучшим был Александр Гаврилюк, вторую премию получил Алексей Емцов и третье место поделили Лиу Джиан (США), Эльмар Гасанов (Украина) и Даниил Шлеенков из Беларуси. В старшей группе первую премию получил киевлянин Алексей Гринюк, вторая премия у Марины Радюшиной из Одессы, россиянина Александра Яковлева, японки Цукамото Сейко и третью премию получила наша землячка Инна Солдатенко.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно