Враги сожгли родную хату. В Украине — новая волна «культурных зачисток»?

10 октября, 2008, 13:19 Распечатать Выпуск №38, 10 октября-17 октября

Чем больше мутной возни каламутится на холмах (да в долинах), тем привольней кому-то в чертовом омуте удить «золотых рыбок» — грядет очередной передел?..

Ну так что, друзья, снова в наш сказочный «лес»? Покуда собирают-распускают парламент; пока в борьбе за нашу «нравственность» отключают «вражеские» телеканалы; покуда официально коронованная пошлятина (в виде сердючек) еще не до конца осознала себя центровой «культурной» инстанцией; покуда любимое сталинское словосочетание «враг народа» мало-помалу приживается в украинских умонастроенческих реалиях начала ХХI века; покуда приключения политнебожителей еще не окончательно превзошли похождения Лелика-Болика, Чипа-Дейла, Бивиса-Баттхеда; и покуда единственный четко артикулируемый державный слоган — «враг у ворот!» — еще не принят на веру всеми хоруживскими интеллигентами… Так вот… Именно этот, но только внутренний «враг», уж ближе и некуда! Чем больше мутной возни каламутится на холмах (да в долинах), тем привольней кому-то в чертовом омуте удить «золотых рыбок» — грядет очередной передел? «Враг у ворот!» И он снова стучит в двери некоторых столичных учреждений культуры…

Хотелось бы заглянуть лет эдак на триста вперед. Есть подозрение, что за этот легкокрылый период уставшую землю уж точно то ли затопит потепление, то ли заморозит обледенение. И помечтаем, читатель, как в один замечательный светодень из сверкающей консервной банки, как всегда, «вдруг», здесь десантируются инопланетные фрики с фонариками во лбу. И резво начнут разрыхлять «культурный слой» некогда прекрасной столицы — в районе Крещатика, Банковой, Ярославова Вала...

Как известно, определение «культурный слой» используется профильными учеными. Ибо эти неугомонные, зондируя жизнь древнейших поселений, находят же какие-то остатки старинного быта, прежней культуры — украшения, посуду, развалины жилищ. Потом, систематизировав обломки прошлого, как бы реконструируют жизненный уклад древних наших наивных соплеменников.

И вот гадаю на кофейной гуще: а что бы обнаружили снизошедшие с небес инопланетные твари уже на наших холмах да в этих долинах?

Полагаю, «их открытие» культурного слоя явно оказалось бы в виде какого-нибудь монстрообразного сооружения, засыпанного песками печали. Или же торговой «норой», прошившей артериями чрево центральных улиц мертвого города. Или каким-то бессмысленным офисом в миллион квадратных метров. И всем тем остальным, что и определяет «низ» человеческой жизнедеятельности. То есть позывы кошелька и желудка.

Что же касается «верха» — исключительно «культурного» слоя — то, полагаю, напрасны дальнейшие усилия наших инопланетных коллег! Недолго здесь осталось тлеть некоторым «слоям» прекрасного. При таких-то темпах уничтожения. Или сожгут их нарочно (чтобы потом приватизировать). Или силой отнимут — против лома нет приема. Или по миру пустят, чтобы затем радостно залезть в чужую хату.

Я, как и вы, порою часто и долго гуляю по Киеву, «логову змиеву» (как писал о нашем городе Н.Гумилев). Гуляю — и иногда (в прямом смысле) рыдаю! Фашисты и те в свое время так не изувечили этот город, как разбомбили его эти, уже нынешние «змеи» подколодные, «бесы» неугомонные.

Немцам (в те-то злые годы) всеми правдами-неправдами хотя бы пыталось противостоять мирное население. И каким-то чудом все же сохранили культурные (архитектурные) ценности. Хотя и цена тогда была дорога — жизнь человеческая.

Сегодня вроде и бомбежек не слышно. А то и дело зияют черные развороченные дыры… В районе бульвара Леси Украинки. В районе Мариинского дворца. Кругом — на Подоле (воскрес бы Голохвастов — так и помер бы от увиденного). Далее — везде.

И вот опять вливаюсь в сводный хор всеобщего нытья: исторический центр в нынешнем его виде – это же сущее преступление без наказания! Просто-таки запротоколированные злодейства двух резвых, прежде руководящих дедушек (родившихся в один год и в один день: Господи, и что ж это за планида такая?), и уж так архитектурно покуражившихся над остатками киевской цивилизации… Уж столько землицы священной разбазаривших налево-направо… Уж столько уродств на этой земле допустивших!

Вот поем о главном, трещим об этом по будням да в праздники. А хоть кто-то из них ответил? Хотя бы одному повестка пришла на допрос?

Один устраивает балы-маскарады во дворце «Украина» в честь собственного, видите ли, величия. Другой, прости Господи, опять пнулся было «поруководить» нами (дораспродать?): и его рекламная кампания была исключительно в зеленых тонах надежды. Только умерла уж надежда – последней! Дедушка, а ты не заметил?

Как вообще еще эта земля Руси Киевской держит их на своем бренном теле? Разверзнуться должна бы — и поглотить обоих (и еще кое-кого в нагрузку).

Потому что не в праве «те» (что были) и «эти» (что есть) уничтожать наше прошлое, подминать под себя культуру, осквернять своей алчной наживой память человеческую…

Пораспродавали столичные гектары — под архитектурные уродства, миллионы выбросили. А между тем в Киеве да и во всей Украине десятки, сотни нищих школ, чахнущих больниц, других загибающихся от нищеты государственных учреждений.

То, что некогда строила-созидала «преступная советская власть», гордыми представителями которой являются эти радостные старики, и надо было немедленно или уничтожить, или перепродать — и на том же месте возвести памятник собственной алчности.

* * *

Далеко бежать не буду. Загляну сначала на Лукьяновку. Это старый адрес. Уж не раз писали в газетах об этом культурном долгострое. Уж который годок здесь изводят нервы Герою Украины — великой певице Евгении Семеновне Мирошниченко в связи с ее-то благороднейшей идеей — созданием Малого оперного театра. Не казино, не притона. Не стотысячного офиса для производителей чепухи. А истинно культурной точки на карте прогрессивно опошляющегося города.

По иронии судьбы, именно этот ее тяжкорождающийся оперный театр — как бы дитя оранжевой революции. Поскольку в документах он взлелеян 2004-м. От этой даты и начинается свистопляска мытарств, проволочек, «позвоните завтра».

А так как «оранжлав» давно превратилась в «оранжслезы», то судьба этой окоченевшей культурной институции тоже достойна монумента под названием «Здесь похоронена совесть того, кто оглох…».

И здание (древнего клуба трамвайщиков) с боями вроде бы выбито. И даже проект на реконструкцию с горем пополам определен (около 4,5 млн. гривен). И письма разосланы всем начальникам и их шестеркам.

А накручивание нервов на локоть продолжается! И какой-то жалкий пятачок земли (в масштабах столицы) — под насущно необходимую оперную сцену — ни один главнокомандующий не в состоянии выбить, выгрызть, передать (согласно закону). Потому что, видите ли, эта киевская земля еще при прежних веселых дедушках была продана-перепродана в долгоиграющую аренду неким строителям-вершителям (судеб) по цене 3 гривни 47 копеек за один квадратный метр. Граждане, а где это такие цены? Или тех же дедушек склероз уже наповал сразил? Ведь нельзя же манипулировать землей, которая находится в коммунальной собственности города! Опять же: кто-то из них ответил? Кому-то из них после «оранжлав» пришла хоть одна повестка?

Пока ничто и никто не может сдвинуть с мертвой точки эту постыдно долгоиграющую «оперную» телегу. Великая певица пишет уже сто первое письмо президенту Украины. Президент пишет энное письмо «городу» и миру… Ответ на его послания в лучшем случае приходит ровно через год… (Так-то у нас на гнев главнокомандующего реагируют).

…Уж в начале февраля 2008-го вроде бы выносят некое постановление о выделении того злосчастного участка под сцену. А все равно им наплевать. Кто кого сегодня боится? Кто кого сегодня слушает? У кого деньги, того и слушают. Под дудку того и поют любые арии по заявкам радиослушателей.

Идут суды. Идут годы. И эта тема в связи с «призраком оперы» вообще становится уже какой-то комичной опереттой ввиду неразрешимости простого вопроса…

Если бы не привкус трагедии именно в этом сюжете. Великая наша певица (фактически родная «сестра» Каллас, Образцовой, Биешу, Вишневской) — после всех этих мытарств, обещаний «верхов» и боев без правил – уже домучилась и допереживалась до страшнейшего своего диагноза… (только я не вправе это афишировать в деталях).

И чего, спрашивается, они еще ждут, эти оккупанты? Чего они дожидаются?.. В иной, адекватной, стране — это уже всенародный скандал и национальное позорище. Всем своим великим артисткам «враг народа» Лужков (по местной версии) уж понастроил театры да культурные центры: никого не обидел. А здесь только и ищут «руку Москвы». А эта рука – в вопросе соревновательности культстроительства – уже давно должна бы скрутить дулю... Мол, посмотрите и поучитесь, как надо уважать гордость своего государства… А после этого выступайте!

Только здесь — по-прежнему, любимый репертуар старика-Данилыча из фильма «Бриллиантовая рука»: «А нам все равно!» Второй «дедушка», когда-то давший «добро» на эту оперу, вообще на ее звонки не отвечает: чтобы своих же «корешей» не обидеть?

И опять этот культур-мультур по остаточному принципу… Из-за чего? Из-за текущего отлова «врагов народа»? Из-за злоключений «Лелика-Болека» на земле и в самолете? Из-за борьбы за нашу теленравственность? Из-за грузинской войны и суданского мира? Из-за отсутствия именно «мира» – в руководящих головах?

Дошли уж до такой степени наглости, что предложили было певице втихаря «перепрофилировать» несооруженную оперу в «концертный зал». Небось, чтобы там же корпоративы себе устраивать? (И своих же фанерщиц подзаборных презентовать?) Стыдоба!

Еще нашей великой певице говорят: а вы подождите, может, к 2013-му и построим вам чего-нибудь! С подтекстом: если доживете, конечно…

Цинизм, возведенный в абсолют. Верх наглости. Некуда бежать.

К 2012-му (году Евро) они, видите ли, стадионы собрались из руин поднимать. А эту коробку (театральную) — опять в долгий ящик (хотя Евро — это не только спортивное, а общенациональное событие, не знаете разве?).

Полагаю, если и закончится когда-нибудь эта «эпоха веселых дедушек и примкнувшего к ним Виктора Андреевича», то мы должны четко обозначить ее для потомков (с целью более точного определения «культурного слоя») – это эпоха разрушительного недостроя…

Кстати, надо бы поинтересоваться: а может, кто втихаря уже загнал втридорога какой-то будконторе и землицу на Банковой да на Грушевского? И, может, там уже два стационарных цирка кто-то собирается строить?

* * *

Следующий наш адрес — тихая улица Ярославов Вал… Милый и популярный в городе театр «Сузір’я», недавно отметивший 20-летие и по такому поводу собравший много культурных гостей, в том числе и пьяных высокопоставленных чиновников-хамов.

И только эти гости за порог, а из Шевченковского района — бац, бумага! Мол, собирайте-ка свои манатки, любезные театралы, потому что помещение мы используем по своим «нуждам»!

Вы где-нибудь наблюдали что-либо подобное? Театр — с хорошей репутацией, с приличными людьми в своей истории (Ступка, Роговцева, Кадочникова, Батурина, Рушковский), даже с орденами какими-то… Здание — старинное, атмосферное, приручившее к себе театралов, киевлян и гостей столицы. Это действительно не укладывается в голове. Сегодня они — в «Сузір’я», завтра — на наше «подвір’я»?

Эти торгаши заправские уже творят, что хотят, наплевав на любые ценности и на все «гуманитарные» манифесты самого гуманитарного президента на планете...

В этой мутной воде, где во время перманентного хаоса только и удят «золотые рыбки» (в виде недвижимости), уж вверх ногами перевернули всю изнанку идеологии... Из их циркуляров выветрено уж всякое представление об априорности культурных устоев. На первом плане — только нажива. А остальным — что останется (после разбоя).

Они даже мысли не допускают, что в первую очередь в центре должна базироваться культура, (а не их «кабаки» и «малины»).

И что это за «нужды» такие у Шевченковского района? Они разве по «нужде» собираются путешествовать в тот самый прекрасный старинный особняк, который украшает эту улицу своими театральными афишами? Откуда такой аппетит разгулявшийся во время повсеместного обжорства?

Знает ли о возможном «переделе», собственно, руководство города и этого конкретного района? Или это маневры чиновников из младшего отряда?

Такими же темпами завтра доберутся и до больниц, до школ. До оставшихся еще кое-где театров (за кинотеатры они взялись чуть раньше).

Между прочим, повторюсь, именно в центре и должны расширять «культурный слой» — это аксиома. То же здание по улице Ярославов Вал крепко-накрепко связано с театральной историей города. Во время реставрации дома там нашли театральные афиши 1908 года. Сто лет… И каков ответ? Как же изменилось сознание у этого гомо сапиенса местной оседлости, если повсеместно творятся такие веселые дела… Думаю, не сгущаю краски. И не эмоционирую «на злобу дня». Все – так и есть.

* * *

А в это время «в замке шефа» — в Минкульте — свита В.Вовкуна, сотрясая воздух, созидает какой-то «наглядовый совет». С целью взбодрения театрального организма. А разве он еще не околел? Эти божьи одуванчики, возможно, живут в параллельном мире. В мире произведений семьи Дяченко. Уважаемый пан министр, полагаю, вам вскоре и вовсе совещаться не придется, а надо будет «вооружаться»… Ведь «враг»-таки у ворот. Вы там, на Франко, уже запаслись необходимыми средствами защиты?

P.S. В ближайших номерах «ЗН»: монолог Евгении Мирошниченко «Почему президент не слышит музыку?».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно