ВОЗРОЖДЕНИЕ КУКЛЫ

12 февраля, 1999, 00:00 Распечатать

В центре зала - подвешенная «на вервечках» колыбель с «ребеночком», прикрытым пологом. Тихо! Т-с-с! Здесь созревает новая жизнь, а это всегда таинство, требующее тишины и спокойствия...

В центре зала - подвешенная «на вервечках» колыбель с «ребеночком», прикрытым пологом. Тихо! Т-с-с! Здесь созревает новая жизнь, а это всегда таинство, требующее тишины и спокойствия.

Да, такая выставка особенно требует тишины и сосредоточенности. Ведь, входя в ее мир, мы не только попадаем в детство («впадаем» в детство), но и настраиваемся на волну глобальных, коренных вопросов человеческого бытия.

Выставка кукол художницы Любови Божко в Государственном музее литературы Украины - далеко не первая и, даст Бог, не последняя. И всегда эту экспозицию окутывает атмосфера чуда, сказки, тайны, недоговоренности.

Испокон веков самодельная кукла давала ребенку возможность проявить свою индивидуальность, видение мира. Помню свою Катьку - не тряпичную, не самодельную, правда, а пластмассовую: как я с ней разговаривала, ухаживала за ней, шила разнообразную одежду. Иногда - «шлепала», воспитывая и наставляя. А когда мне подарили огромную немецкую «настоящую» куклу в шикарном кружевном платье, с закрывающимися стеклянными глазами и «голосом», - то она оказалась у меня совсем «неживой». Почему-то не приняла ее душа. Посадила так и неназванную куклу на подоконник, где она благополучно пылилась.

Всему свое время. Наверное, всяческие разновидности «Барби» со всевозможными дополнениями, мыслимыми и немыслимыми, которые «ловят на крючок» коммерции не только детей, но и взрослых, по-своему развивают современных девочек... Но, например, Любовь Божко считает, что кукла, сделанная своими руками, - это принципиально иное. Это - настоящее высвобождение творческого потенциала ребенка, при котором интуиция, архетипическое мышление, инстинкты продолжения рода соединяются воедино. И таким образом, формируют в ребенке и его собственный мир, и видение «взрослой реальности», моделирование будущего. Именно поэтому Л.Божко с такой настойчивостью и последовательностью деятельно мечтает о создании Всеукраинского центра возрождения куклы. Это должен быть и музей, и мастерская, школа душевной работы и конкретных практических навыков. А опыта не занимать: двадцать лет отдано работе с детьми в студии «Серпанок».

На выставку в музей литературы пришло много учениц Л.Божко, которые уже своих детей приобщают к живой, своей кукле...

Нынешняя экспозиция многоуровневая: здесь представлены и конкретные ритуальные куклы - вертепные фигурки, например, ряженые, Купалонька. Но художница тяготеет и к кукле-символу, кукле-знаку. Вспомним фигурку палеолитической Венеры: мать мира, чресла которой уготовлены к умножению жизни на Земле. Внутренним зрением вижу фотографии украинских народных кукол из коллекции Александра Найдена - их «перекрещенные» лики - обобщенный образ мира внутреннего и внешнего.

Особый интерес вызывают куклы Л.Божко, помещенные в «иконное» пространство. Чаще всего так представлена гармония женского и мужского начал, идея продолжения рода.

В своеобразных циклах Л.Божко разворачивается драматургия ее видения мира, философские обобщения - через хрупкие фигурки кукол-знаков: «Вечность», «Бытие», «Иерусалим», «Изгнание из рая». Впечатляет, как играют в ее композициях простые материалы: рогожка, пакля, мешковина. Остроумное и, я бы сказала, философское применение нашли сухие коренья, черепки глиняной посуды, сито, рубель и качалка, футляры настенных часов... Волей художественной мотивации произошло чудесное превращение «отходов жизни» в завораживающий факт искусства. Вспоминаются потрясающие инсталляции С.Параджанова, в которых, кстати, куклы тоже играли свою роль.

В центре всех композиций Л.Божко - кукла как символ человека и человечности, непреходящих ценностей бытия. Создание куклы - целый обряд, театр, сотворение самого себя.

Кто же эта женщина, Любовь Божко? Она родилась на Сумщине. Затем был Крым. Свои куклы украшали ее скромное, но внутренне богатое детство.

Педагогическое образование и подлинное призвание - работа с детьми. О ее студии «Серпанок» в Старокиевском дворце для детей и юношества уже вспоминала. В 35 лет Любовь Божко резко меняет характер своего творчества: от мягкой игрушки, театральной куклы, куклы-миниатюры она приходит к кукле-символу, кукле-знаку. Затем пришла идея создавать не только игрушку, но и среду, в которой она «живет».

После авторской выставки в Украинском доме к художнице подошел посетитель и признался, что никогда реально не чувствовал раньше, как перекрываются отдаленное прошлое и современность. И только символические фигурки Любови Божко открыли ему эту особую реальность. «Я просто стараюсь передать свой микромакрокосм, свое чувство вечности, материнства, любви между женщиной и мужчиной», - говорит мастерица, из лоскутков творящая мир, ключи от которого мы не должны потерять. Иначе потеряем самих себя.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно