В Киевской городской галерее искусств «Лавра» прошла выставка, которую давно ждали. «Возрождение. Христианские мотивы в творчестве современных киевских художников» - в названии четко обозначены стремления и настрой устроителей. Просто и точно, без домыслов, фантазий и субъективизма, как, впрочем, и подобает быть.
Эта выставка является первой из целого цикла художественных акций, посвященных 2000-летию рождества Христова и рассчитанных до конца нашего тысячелетия. Следует заметить, что эта программа поддержана государством, и акции будут проходить по всей Украине. Киевская госадминистрация входит в число учредителей и организаторов этой программы.
Беседа с куратором выставки, ведущим специалистом по вопросам изобразительного искусства Главного управления культуры Киевской городской госадминистрации Еленой Митякиной была об этом событии и не только. Актуальность темы поднимала затрагиваемые вопросы до уровня, находящегося над земными и обыденными проблемами, была по-философски спокойной, даже смиренной.
- О духовном возрождении нации говорилось буквально с первых дней независимости Украины, но серьезно и глубоко к этому стали подходить, пожалуй, только сейчас...
- Безусловно, что тема духовного возрождения была актуальной тогда и остается актуальной сейчас. В первые годы независимости это воспринималось более легко и естественно, и только сейчас наступил период первого переосмысления. Духовное возрождение видится и чувствуется не только в восстановлении храмов и церквей. Наверное, прежде всего это происходит в душах людей.
- Возрождение духовности в Украине неизменно связано с христианством. Эта тема красной нитью проходит через всю выставку...
- И это естественно ибо традиции христианства в Украине насчитывают более чем 1000-летнюю историю и, видимо, настолько глубоки и естественны, что хранятся, кажется, даже в крови и генах наших людей, несмотря на 70-летний период, грубым образом нарушивший естественное течение истории. Нынешние ребятишки восприняли традиции христианства настолько быстро и просто, что, кажется, те просто спали в их душах и лишь ожидали момента пробуждения. Другое дело, что заполнение жизненного пространства масс-культурой, телевидением есть не чем иным по сути, как борьбой за души людские, и с этой точки зрения значение и актуальность этой выставки огромны.
- Художники, работы которых представлены на выставке, очень различны по направленности, поискам, стилистике. Пожалуй, многие из них никогда доселе не встречались в рамках одного выставочного зала...
- На выставке представлено около 120 работ 37 художников. Диапазон представленных работ действительно большой, но, тем не менее, этих художников объединяет единая потребность души в постоянной работе над собой. Для многих художников тема христианства есть основной в их творчестве, для другой части она параллельна, но чувствуется, что она не есть случайной или проходящей. Более того, для многих она была актуальной всегда, даже в те годы, когда за простое посещение церкви власть могла наказать человека, в особенности представителей творческой интеллигенции. Поэтому, работая над этими темами, художники не показывали и не экспонировали таких произведений. На нашей выставке представлена работа В.Григорова «Троица», датированная 1971 годом.
- Традиции и современность. Насколько они сопоставимы и перекликаются между собой ...
- Мы пытались показать довольно широкий спектр таких работ, проследить состояние и развитие этого процесса в Украине. Безусловно, что выставка неоднородна и условно разделяется как бы на две половины.
Много внимания на выставке уделено работам мастерской живописи и храмовой культуры Украинской Академии искусства, которую возглавляет профессор Николай Стороженко. Сам Николай Андреевич глубоко погружен в украинское барокко и расписывает купол в церкви Николая Притиска на Подоле. Работа, безусловно, будет выполнена в этих традициях, умноженных на его неповторимый своеобразный почерк. Думается, что эти традиции будут прослеживаться и в работах его учеников, задействованных в возрождении церквей в Украине. Собственно, сама мастерская была создана в 1994 году и ее возникновение стало результатом восстановления и возведения храмов и церквей, а стало быть востребованностью в художниках-монументалистах и иконописцах. На выставке представлены работы других художников, участвующих в этих процессах. Сергей Зорук написал несколько алтарных икон для Ионовской церкви, что на территории нового Ботанического сада АН Украины. В.Григоров и В.Федько работают над росписями колокольни Михайловского собора. Именно в росписях В.Федька улавливается влияние Феофана Грека, уводящее нас к древнерусской школе. Это и удивительный престол, выполненный скульптором Александром Сухолитом, который пока что находится в его мастерской и к сожалению оказался невостребованным. Это и художники Нина Денисова, Николай и Петр Малышки, Николай Мельник, которые совсем недавно с группой учеников Н.Стороженко работали над иконостасом церкви Пирогощи, что на Подоле. Вторая часть выставки носит более светский характер и представленные произведения не являются храмовыми или культовыми. Скорее их можно отнести к религиозной живописи, отображающей библейские мотивы, христианские добродетели и переживания, что явилось потребностью души. Это прослеживается в работах Галины Неледвы, Александра Дубовика, Галины Григорьевой, Дмитрия Нагурного. Именно работы этих художников очень различны и мы встречаем различные течения и направления - от реализма до авангардных и абстрактных работ. К примеру, в своих поисках Ирина Остроменская ориентирована на визуально-интуитивное восприятие, которые однако четко ориентированы на христианскую символику. Безусловно, говорить о придерживании канонов не приходится, язык таких произведений очень современен. Или взять тот факт, что А.Дубовик был приглашен на юг Франции для росписи часовни в одном из небольших городов. Безусловно, художник выдержал все росписи в соответствии с собственными представлениями.
-Была ли в формировании выставки особая ориентация на те или иные конфессии или церкви?
- Для Главного управления культуры позиция в этом вопросе была принципиальной и мы не касались таких проблем. Главным критерием явилась художественная оценка произведения, рассматривался прежде всего духовный путь художника, путь поисков и обращения внутрь себя, к своей душе.
- Проходили ли подобные выставки в прошлом?
- Последние несколько лет такие выставки встречались. Инициатором их проведения выступала церковь. Однако, выставки подобной направленности все-таки большая редкость даже для такого активного в выставочном плане города, как Киев. Государством же они и вовсе не поддерживались и поэтому наша выставка первая в числе тех, которые будут проводиться в будущем.