Позвонил Виктор Кудин: «Приходи в галерею «Ирэна». У меня новая выставка». Интересуюсь темой экспозиции. Получаю ответ: «Увидишь». Пытаюсь догадаться. Но это не так просто, ведь Виктор — универсальный мастер. Поэтому можно ожидать и архитектурные проекты, и станковую живопись, и графику, и фотографию, и карикатуру. Оказывается, нынешняя выставка — это настоящая ретроспектива зарисовок, сделанных автором во время его многочисленных путешествий, да еще и вместе с качественной трехсотстраничной книгой «Подорожній альбом. Начерки».
Полагаю, уместно процитировать предисловие, написанное самим Виктором Кудиным: «Однажды мне приснился сон... Кемь, Соловки, «биомицин», девушка на колокольне, Вологда, Каргополь, Ан-2, Дионисий...
Волна памяти затопила меня, и я, захлебнувшись, проснулся.
А проснувшись, добрался, ступая по холодному полу, до старых и запыленных папок. Несмотря на гусиную кожу на теле, начал в них копаться и пересматривать рисунки. И снова я оказался в своей юности. И снова я свободный, единственный в мире, и весь мир во мне...
Идея рождается на кончике пера. Это ключевая мысль для молодых архитекторов современного мира, в котором новейшие компьютерные технологии вытеснили из сознания возможность что-то изображать карандашом.
Польша. Закопане. 2003 г. Фломастер |
Однажды избрав профессию зодчего, Виктор Кудин, в отличие от многих его более слабых коллег, никогда не предавал призвания, никогда не был слишком «гибким» перед заказчиком, как нынешние выпускники различных двухнедельных «корбюзьевских курсов» с «пластиковыми» дипломами и образованием.
Каждый, кто бывал в творческой мастерской Виктора, пожалуй, обращал внимание, что он, даже во время деловой беседы, держит в руке карандаш или фломастер и делает наброски на листах, лежащих на его рабочем столе. Как виртуоз-скрипач, он непрерывно шлифует мастерство, совершенствует симбиоз руки и разума.
Италия. Рим. 2006 г. Фломастер, перо |
Все творения, выставленные в галерее «Ирэна» и напечатанные в книге, Виктор Кудин создал «вживую», воспринимая реальную, а не оцифрованную энергию объектов. Первая иллюстрация, которой открывается книга, датирована 1969 годом. Это рисунок карандашом площади Калинина в Киеве. На последней странице — фломастерное воспроизведение улицы Честера в Великобритании (2007 год). Почти четыре десятилетия путешествий, восприятия и изучения окружающего мира. География самая разнообразная: Европа, Азия, Африка. Города и городишки, известнейшие архитектурные памятники и уголки, где никогда не бывает туристов. Большинство работ Виктора Кудина чрезвычайно лаконичны — несколько линий, штрихов, пятен, но всегда безошибочно воспроизведена не только форма или силуэт объекта, но и состояние природы, время года, настроение самого автора.
Россия. Ферапонтов монастырь. 1977 г. Фломастер |