ВЕСЬ ЭТОТ ДЖАЗ

3 октября, 2003, 00:00 Распечатать

Третий международный фестиваль джазовой музыки «Джаз-карнавал в Одессе-2003» в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня...

Третий международный фестиваль джазовой музыки «Джаз-карнавал в Одессе-2003» в буквальном смысле слова бушевал в Южной Пальмире целых четыре дня. Отнюдь не только концертные залы, но также открытые площадки и улицы Одессы стали местом колоритного праздника музыки. Так, у памятника Леониду Утесову (известную фразу маэстро насчет того, что джаз родился в Одессе раньше, чем в Америке, прохожие повторяли на все лады) играл ростовский диксиленд «Дикси-Френч», по Дерибасовской и Приморскому бульвару прошел парад оркестров, по Думской площади дефилировали обольстительные барабанщицы, а под конец фестиваля музыканты на бричках и ретроавтомобилях съездили даже на Привоз, где своей игрой порадовали и покупателей, и продавцов… На площадке перед ресторанчиком «Кларабара» в Городском саду проводились по ночам джем-сейшны. Впрочем, по мнению киевского джазового обозревателя Алексея Когана, одного из ведущих фестивальных концертов, готовить вечера спонтанной импровизации нужно заранее и тщательно, дабы не пускать на самотек и не провоцировать музыкантов на самодемонстрацию, становящуюся заменой совместному творчеству… А в целом «Клуб высокой музыки» под руководством джазового пианиста и композитора Юрия Кузнецова в содружестве с продюсерским центром Михаила Фрейдлина потрудились в очередной раз на славу, предусмотрев очень многое. В частности, желание одесситов слушать разный джаз — от мейнстрима, неисчерпаемых фантазий на темы «вечнозеленых» «Каравана» или «Садись в поезд «А», «Джорджии» или «Си-джем блюз» до авангарда, би-бопа, джаз-рока и фольклора в джазовой обработке. Сто музыкантов из восьми стран обеспечили разнообразие впечатлений. Над открытой сценой перед театром оперы и балета по случаю гала-концерта были подняты флаги Украины, России, США, Канады, Франции, Германии, Беларуси и Австралии. Совершенно неожиданно для организаторов между флагами запорхал белый голубь, залетевший, очевидно, с крыши театра, чтобы олицетворить дух миролюбия и сотворчества, царивший на «Джаз-карнавале» все эти дни.

Уже названный Алексей Коган и его московский коллега Михаил Митропольский не жалели добрых слов в адрес участников, будь то легендарные биг-бэнд Олега Лундстрема под управлением Георгия Гараняна («изюминкой» полуторачасового выступления этого коллектива стала виолончель лауреата конкурса Чайковского Бориса Андреянова в уникальном Концерте для виолончели с джазовым оркестром немецкого композитора Фридерика Кульпа), квартет «Мы из джаза» под управлением Анатолия Кролла или молодежно-эпатажный «Лера Гехнер-бэнд» (Германия—Россия), ко всем делам простудившийся в результате опрометчивых купаний в осеннем одесском море. К сожалению, из объявленного в программе трио Аркадия Шилклопера в наличии оказались только россияне Владимир Волков (контрабас) и Сергей Старостин (вокал, духовые инструменты). Сам Шилклопер занят делами, связанными с эмиграцией в Германию, но, по словам Михаила Митропольского, в будущем знаменитый валторнист по-прежнему станет репетировать, записывать музыку и выступать на фестивалях с коллегами, его отсутствие временно… Впрочем, Волкову и Старостину помогли произвести впечатление на публику, собравшуюся на концерт в зале Одесского украинского музыкально-драматического театра имени Василя Василько, пианист Юрий Кузнецов, а также гости из Франции барабанщик Бруно Токкане (как заявил Бруно со сцены, его бабушка была одесситкой) и кларнетистка-саксофонистка Катрин Делонэ. Не всем, в том числе автору этих строк, близко сочетание пятнадцатикуплетных русских песен с турецким колоритом фраз саксофона, для пущего резонанса выпускаемых в цинковое ведро. Да плюс еще порывы в мейнстрим со стороны контрабаса и звуковой хаос, издаваемый роялем, на котором играли преимущественно как на арфе. Басни Крылова о неудавшемся квартете и Лебеде вкупе с Раком («пятится назад») и Щукой («тянет в воду») не цитировал в зале только ленивый. Но ведь джаз — это свобода, вот и музыканты были свободны в данном составе и на данном материале проявлять себя, что и произошло на глазах фестивальной публики.

Три концерта в зале украинского музыкально-драматического театра длились не менее трех с половиной часов каждый. Оригинальную авторскую музыку, слегка разбавленную обработками популярных джазовых тем, представили Er. J. Orchestra (Киев) и вокальный ансамбль из Беларуси «Камерата». А вот американско-канадское трио в составе Стивена Хайнса (контрабас), Джона Сэлмона (рояль) и любимца фотографов чернокожего ударника Томаса Тейлора-младшего порадовало стилистической близостью авторских композиций и мейнстрима в своем исполнении (утверждаю как консервативно настроенный слушатель).

На гала-концерте, как и на других открытых площадках, разумеется, звучала преимущественно музыка искрометная, оптимистичная, мажорная, тут отличились и не выступавшие в театре одесситы Татьяна Боева (вокал), совсем юная, и потому трогательная певица Наташ Оцабрик, лауреат двух джазовых конкурсов памяти Ростислава Кобанченко, молодежный биг-бэнд под управлением Николая Голощапова. Ну и не обошлось без фейерверка, за которым последовал финальный джем-сейшн.

А потом … Потом пришло понимание того, что до «Джаз-карнавала в Одессе-2004» еще жить целый год. И этот момент истины веселым не был. Впрочем, дай бог здоровья и упорства генеральному продюсеру Михаилу Фрейдлину, чьими тщаниями осуществляется этот вполне убыточный, но такой любимый одесситами праздник джаза, неважно где родившегося. Пусть не все слушатели прихлопывают на слабую долю такта, а не на сильную (в конце концов и на симфонических концертах в Одессе вечно кто-то аплодирует между частями произведения), зато в их глазах горит азарт, им хочется этой удивительной музыки, на все лады утверждающей, что жить все-таки стоит…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно