ВАРИАЦИИ НА ТЕМЫ АНИМАЦИИ

1 сентября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №34, 1 сентября-8 сентября

Если началом фестиваля «КРОК-2000» считать суетную посадку украинской делегации в два вагона московского поезда, состав которого подали за пять минут до отправления, то он начался шумно и дружно...

Если началом фестиваля «КРОК-2000» считать суетную посадку украинской делегации в два вагона московского поезда, состав которого подали за пять минут до отправления, то он начался шумно и дружно. Все успели: погрузить, разместить, рассесться по местам.

На этот раз, как никогда, проведение «КРОКа» было под вопросом буквально до последней минуты. Но об этом знали генеральный директор фестиваля Ирина Капличная и ее команда, исходившие в организационных хлопотах бесчисленные кабинеты, да французский бизнесмен Франсуа Соломон, навеки влюбившийся в этот анимационный форум и его обитателей и оказавший ему серьезную финансовую поддержку. Учредители — министерства культуры Украины и России, союзы кинематографистов этих стран и Конфедерация Союзов кинематографистов — поддержали, чем могли. Спонсорами выступили Европейский союз и программа «Tacis».

И вот на причале Речного вокзала Москвы участников и гостей фестиваля ждет большой белый пароход «Федор Шаляпин» и по мере приближения официальной церемонии открытия возрастает приятное волнение.

Уставшая от помпезного официоза недавнего киносмотра Москва впала в отпускной августовский сплин, и открытие «КРОКа» прошло в кинотеатре «Художественный» без привлечения широких зрительских масс — камерно, сдержанно и очень мило. Этим же вечером «Федор Шаляпин» с кроковцами на борту покинул Москву, завивая водный серпантин через Углич, Кострому, Ярославль, Горицы, Кижи, Валаам — к Санкт-Петербургу.

Уникальность последнего «КРОКа» ХХ столетия — в решении предоставить экран дебютантам, устроив профессиональный смотр будущему мировой анимации. Ребята — представители ведущих анимационных школ мира — показывали свои работы, без устали смотрели чужие, знакомились с ретроспективами и дебютами нынешних аксакалов анимации, общались с ними и друг с другом на мастер-классах и в неформальной обстановке, которую так здорово умеет создавать кроковская команда, и жадно впитывали эмоционально-интеллектуальные впечатления самого великолепного путешествия.

Это был настоящий праздник авторского кино, которое даже в славное «прокатное время» было пищей для гурманов. Сегодня же только фестивали дают возможность узкому кругу ценителей посмотреть его. Кроме того, в наше ангажированно-коммерциализированное время его все труднее делать. Это штучное производство построено, в основном, на личном энтузиазме художника.

Прослеживается странная тенденция, и не только в анимационном кино, — в целом умная, веселая, талантливая, любящая и знающая свое дело молодая поросль, обладающая, судя по бытовым проявлениям, позитивным отношением к жизни, в своих работах сконцентрировала внимание на философии упадка и распада. Может быть, потому, что простую, а тем более смешную историю рассказать гораздо сложнее, чем эпатировать и пугать зрителя? Или молодых кинематографистов угнетает бесперспективность их личного будущего — возможности творить, работать, зарабатывать, в конце концов?

На «круглом столе» по проблемам анимационных школ Александр Татарский подчеркнул, что в Европе, например в Бельгии, Голландии, образование не связано с промышленной потребностью этих стран в аниматорах. Тогда как в США хороший специалист всегда имеет шанс получить высокооплачиваемую работу. Посетовал, что его лучшие ученики работают в Голливуде, других крупных студиях Америки, а также в Бразилии, даже в Австралии. Анимация же в нашей стране между двух стульев: не хочет делать «поток» — большие телевизионные проекты, а для авторского кино все меньше возможностей. Юрий Норштейн же подчеркнул, что молодым людям очень важно определиться, что для них анимация — хобби или работа. Евгений Сивоконь отстаивал главный постулат своей образовательной программы — высокий профессионализм на фоне вольного развития творческой индивидуальности. Правда, у всех участников дискуссии за кадром осталась важная, на мой взгляд, проблема — зачастую отсутствует техническая и производственная база для подготовки профессионалов.

Просмотры сменялись общением в клубе «Ре-анимация», мастер-классы соединялись с удивительными впечатлениями от старинных городов и монастырей, но всему приходит конец, и в петербургском кинотеатре «Паризьен», что на Невском, жюри огласило свой вердикт. После вручения четырнадцати дипломов на сцену стали подниматься призеры. Приз информационных спонсоров — журналов «ТВ-парк» и «Кино-парк» получил фильм «Воскресение» российского режиссера Артура Толстоброва — «за редкое соответствие содержания форме, за гармоничное соединение темы низких истин с возвышающим обманом и за умелое использование ненормативной лексики». Эта же работа признана лучшей картиной на экологическую тему. Денежный эквивалент этого приза — 500 долларов. Группа студентов анимационного факультета Киевского государственного института театрального искусства вместе с дипломом жюри получила приз ТВ-канала «1+1» — видеомагнитофон, вернее — два (потому что приз Ирины Гурвич тоже видеомагнитофон), которые станут им безусловным подспорьем в учебном процессе.

Лучшей программой киношколы была признана программа Академии изящных искусств из Бельгии. «История кота со всеми вытекающими последствиями» Натальи Березовой (Россия) — лучший детский фильм (500 долларов). Фонд содействия развитию искусств в Украине предоставил приз — Бронзовую Нику с крыльями — французскому режиссеру Луи Брессану за самый смешной фильм «Птицы в клетках не летают». Приз в категории «Дипломный фильм» — 2000 долларов и колокол — получил режиссер из Германии Андреас Кайзер за картину «Харара». Такой же приз за студенческий фильм достался ленте из Бельгии «Большая смесь» (режиссеры Ефим Перлис и Питер Энгельс). В категории «Дебют» награду разделили российский режиссер Агамурад Аманов — за «Любовь» и Делин Кроу (Великобритания) — за «Изгнание демона».

По согласованию с президентом и дирекцией фестиваля был введен специальный приз жюри, второй по величине и значимости после Гран-при — 3000 долларов и цифровая видеокамера. Он присужден фильмам «Свет» и «Письмо» чешского режиссера Давида Сукупа. А Гран-при — 4000 долларов и колокол — присужден фильму «Помпон» (Франция, режиссер Фабьен Друэ).

Вот и пролетели семь дней «КРОКа-2000», пролетели как одно мгновение. На открытии фестиваля его президент (теперь у фестиваля один президент: несравненный наш Давид Черкасский подал в отставку) Эдуард Назаров сказал: «Счастье уже в том, что мы здесь встретились. И я надеюсь, что в течение всего плавания наши ощущения не переменятся, даже если не все фильмы получат призы. Наше путешествие — это наш общий Гран-при».

А команда «КРОКа» незамедлительно приступила к подготовке общего Гран-при ХХI века.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно