Вакарчук — лицо масскульта

Поделиться
Отечественный масскульт (а «Океан», что бы мы ни говорили, один из потоков этого «...культа») — явление из разряда фантомных...

Отечественный масскульт (а «Океан», что бы мы ни говорили, один из потоков этого «...культа») — явление из разряда фантомных. Его можно сравнить с занесенным в Красную книгу существом, которое по-прежнему методически истребляют многочисленные недоброжелатели...

«Ответственные за культуру», искалеченные бременем неудобоваримого шестидесятничества, никак не могут сообразить: воевать со «смердючкой» — бессмысленное дело. Печально, но полноценная Украина состоится только тогда, когда продемонстрирует миру качественный масскульт. Теперь нет другого выхода, кроме как вписать собственную «омассовленную» культуру в глобализационную матрицу. И не нужно тешить себя призраком элитарности. Эксперимент и андеграунд сегодня — это просто обособленные ниши все того же глобального культурного пространства. Между тем украинский масскульт загибается, как опасный чертополох, отданный на поругание пришлым хищникам.

В таких нездоровых условиях украинская поп-музыка вот уже несколько лет развивается по принципу маятника. 2003 год ознаменовался сверхсобытием на ниве «музыки для народа» — выходом «Суперсиметрії» от «Океана Эльзы». Следующий год прошел под знаком триумфа Русланы и его тяжелых медиа-последствий. Наконец год нынешний пока не преподнес никакой сенсации, кроме нового альбома Gloria от все тех же «океанов». Вакарчук и компания воспользовались удобным случаем снова стать украинскими поп-монополистами. Их PR-команда работает настолько добросовестно, что порой мечтается хоть на минутку оказаться в месте, где бы не было Вакарчука. В промежутке между «Суперсиметрією» и Gloria «океаны» не давали шанса забыть о себе. Лето-2004: нашумевшая история с расколом в группе, закончившаяся уходом Хусточки и Шурова. Октябрь того же года: празднование десятилетия группы «в узком кругу» родственников и журналистов. Ноябрь: «Океан Эльзы» — хедлайнер общеукраинского рок-фестиваля под названием «Оранжевая революция». Примерно в то же время группу покидает Павел Гудимов, благодаря чему у таблоидов в течение месяца нет проблем с наполнением страниц. Плюс методические бомбардировки медиа-пространства качественными синглами. Налаженный процесс, все правильно и четко. Не хватает только одного компонента нормальной масс-культуры — конкуренции. «Тартаку» почему-то до сих пор не удается отправиться в тур без навязчивой поддержки каких-нибудь «Корней». Олег Скрипка в одном из интервью признается, что полностью записанный новый альбом «ВВ» не удается выпустить из-за политической обстановки (интересно, как может помешать эта обстановка — ведь на дворе не 1980-е?). Ветераны украинского рока наперегонки соревнуются в ненависти к шоу-бизнесу (можно подумать, искусство и коммерция — так уж несовместимы). Перспективные новички не против шоу-бизнеса, но шоу-бизнес почему-то против новичков. А массовый украинский слушатель вращается в заколдованном треугольнике: русский поп — «Океан Эльзы» — Руслана.

Новый альбом «океанов» — настолько же музыкальное произведение, насколько и просчитанный PR-продукт. Если бы на диске Gloria было записано 40 минут 38 секунд абсолютной тишины, он все равно бы стал «платиновым» в первый день продажи. Ситуация вполне прогнозируема. Музыкальные гурманы затыкают уши. Критики ласково выговаривают музыкантов за то, что гармонии у них не меняются от альбома к альбому, что вступление к песне «Ти і я» наглым образом похоже на классические вещи Dire Straits, а премьерный концерт в поддержку нового альбома в Киеве собирает полный Дворец спорта.

Перед армией осатаневших девчонок, вопящих «Слав-ка-а!», можно особо не напрягаться — дело сделано. Даже если забудешь слова новой песни (что и случилось с Вакарчуком на киевском концерте) — тысячи голосов исправно допоют ее за тебя. Угрозы лишиться поклонниц тоже нет: ну кого, кроме Вакарчука, может сейчас выбрать в кумиры четырнадцатилетняя девчушка? Разве что Тараса Петриненко? Но таких девчушек, к счастью, мало. Впрочем, на концерт во Дворце спорта пришли революционные собратья Вакарчука — Александр Зинченко и Вячеслав Кириленко (между прочим, намедни назначенный на должность гуманитарного вице-премьера). Почтенную публику Вакарчук тоже умеет привлечь. От китчевой экзальтированности предыдущего альбома он перешел к пропаганде «настоящих чувств» и «искренних эмоций», о чем не раз упоминал в паузах между песнями. Трудно даже поверить, что песню «Ікони не плачуть» написал автор позапрошлогодней «Кішки». С приходом клавишника Милоша Елича и гитариста Петра Чернявского музыка «океанов» стала тоньше и умнее. По крайней мере, на смену катастрофическим «Сьюзі» и «Холодно» пришли вполне приличные с музыкальной стороны хиты «Вище неба» и «Без бою». А к многочисленным граням медиа-образа Вакарчука, похоже, добавляется еще один: наставник молодежи, общественный деятель (и вообще умница). Положительный, словно сказочный герой!

…Посему ожидаем прихода мальчиша-плохиша, который разрушит эту благостную поп-идиллию.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме