В СТРЕМЛЕНИИ К ГАРМОНИИ И КРАСОТЕ

22 февраля, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 22 февраля-1 марта

Творческая биография оркестра Ансамбля классической музыки имени Бориса Лятошинского небогата самостоятельными сольными выступлениями в столице...

Творческая биография оркестра Ансамбля классической музыки имени Бориса Лятошинского небогата самостоятельными сольными выступлениями в столице. Да это и неудивительно, ведь задумывался оркестр в свое время именно как составная часть ансамбля, созданного Виктором Иконником в начале девяностых на базе Киевского камерного хора им.Б.Лятошинского. Именно Иконник — прежде всего хормейстер с недюжинным дарованием и мировым именем — способен был объединить вокальные, а впоследствии и инструментальные музыкантские силы для решения сложных художественных задач.

Итак, добавление к хоровому коллективу постоянной инструментальной составляющей не было механическим объединением двух разнородных организмов. По замыслу В.Иконника, такая трансформация была призвана образовать принципиально новый коллектив, с большими, чем у хора, творческими потенциями и возможностями специализироваться преимущественно на исполнении классического наследия — крупных вокально-инструментальных полотен западноевропейской музыки Нового времени. Сегодня репертуар ансамбля, возглавляемого Валентиной Захарченко-Иконник, включает такие шедевры, как «Высокая месса», «Магнификат» и «Страсти по Матфею» И.-С.Баха, «Мессия» Г.-Ф.Генделя, «Глория» А.Вивальди, «Времена года» и «Мариацельская месса» Й.Гайдна, «Реквием» В.-А.Моцарта, оратория «Илия» Ф.Мендельсона, «Торжественная месса» Дж.Россини. Среди ближайших премьер — «Реквием» Дж.Верди. Согласимся, что при всей важности инструментальной партии в этих и подобных им произведениях, составляющих основу репертуарной политики ансамбля, функции, возлагаемые в них на оркестр, в основном аккомпанирующие. Поэтому на первый взгляд может показаться, что оркестр ансамбля — не более чем вспомогательная часть творческого организма, важная, но все же составляющая более крупного целого, имеющая четко очерченные функции и ограниченные этими функциями возможности. Но значит ли сказанное, что оркестр ансамбля обречен исключительно на «вторые роли», что он — вечный аккомпаниатор? И есть ли сегодня у него стимулы для развития и самостоятельного движения вперед?

Концерт оркестра, состоявшийся в минувшую субботу в Национальном доме органной и камерной музыки Украины, доказал: перед нами высокопрофессиональный, зрелый, интересный творческий коллектив с большими перспективами.

По-настоящему интересной была программа концерта. И не только потому, что включала редко звучащие произведения. Хронологически она охватывала музыку западноевропейского барокко и классицизма — Й.-С.Бах (Концерт для скрипки и гобоя ре минор),
Г.-Ф.Гендель (Сюита ре мажор с солирующей трубой), В.А.Моцарт («Sinfonia concertante» с солирующими скрипкой и альтом) и Л.Бетховен (Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано). При этом одной из сквозных идей, объединяющих столь разные произведения в одну программу, стала идея концертирования в самых разных ее проявлениях — и как соревнования солистов с оркестром, и как демонстрации виртуозности, мастерства каждого музыканта-лидера — скрипачей (И.Андриевский, Н.Сиваченко, В.Заец), альтиста (А.Павлов), трубача (А.Илькив), гобоиста (В.Коваль), виолончелистки (Ю.Белоусова), пианистки (Т.Андриевская).

Другим «общим знаменателем» концерта стал сам характер исполненной музыки. Гармоничная уравновешенность, благозвучность, ровность и выдержанность, отсутствие признаков «мировой скорби», ощущения апокалиптичности — вот эмоциональные параметры программы. Кому-то они могут показаться неактуальными и ненужными в сегодняшнем динамичном мире. У кого-то они могут вызвать скептические и даже снисходительные улыбки: «Эта музыка сегодня — не более чем музейный экспонат, слепок давно отживших эмоций; человек ХХІ века чувствует и мыслит по-другому»… Но оно многовалентно в смысловом отношении, и в этом феномен настоящего искусства. Сегодня, во времена, отстоящие от эпохи Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена на столетия, слушатель все так же стремится к положительным эмоциям, к гармоничной выверенности душевных движений, к осознанию мира как единого организма. Конечно же, сегодня достижение такой уравновешенности и гармоничности значительно сложнее, чем двести лет назад. Тем более ценны островки гармонии и красоты — отблеск вечных ценностей. Мягко и слаженно звучащий оркестр ансамбля им. Б.Лятошинского в непростых акустических условиях органного зала (шутка ли, реверберация здесь составляет около четырех секунд, что особенно опасно при быстрых темпах и виртуозных пассажах) сумел создать такой островок. Думаю, именно такой путь органичен и естествен для этого коллектива — не только аккомпаниатора, но и самостоятельной концертной единицы Киева.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно