В джазе только celebrities

3 июля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 3 июля-10 июля

Львовский Alfa Jazz Fest отметил свое пятилетие. К этой дате отцы-создатели проекта подготовились основательно. Участники фестиваля, выступившие в разных концертах, в сумме обладают едва ли не семьюдесятью (!) премиями Grammy. Уровень артистов был действительно фантастический и необычайно серьезный. 

 

Львовский Alfa Jazz Fest отметил свое пятилетие. К этой дате отцы-создатели проекта подготовились основательно. Участники фестиваля, выступившие в разных концертах, в сумме обладают едва ли не семьюдесятью (!) премиями Grammy. Уровень артистов был действительно фантастический и необычайно серьезный. 

Да и публика серьезная подтянулась. Многие украинские политики, среди которых Наталья Яресько, приехали на львовский фест (который проводится за российские средства) с разными целями. Одни — послушать джаз, а другие, как говорят, обсудить и общественно-политические вопросы… 

Не обошлось и без протестующих. В районе площади Рынок группа молодежи, наряженная в русские сарафаны, кокошники и шкуры бурых медведей, с лозунгами и мегафонами протестовала против фестиваля, проходящего во время противостояния с РФ. 

Тем не менее, за пять дней во Львове на трех основных сценах выступили более 100 музыкантов из десяти стран. Организаторы говорят, что на мероприятиях побывало около 40 тыс. народу. 

Состоялись мастер-классы для желающих приобщиться к опыту мэтров. Трижды на главной сцене, в парке им. Б.Хмельницкого, прошли показы джазового кино. На уик-энд в центре города днем работали еще четыре "точки", где в рамках Street Music by Alfa Jazz играли украинские музыканты — в районе оперы и возле памятников Шевченко, Франко и короля Данила. 

Три вечера в парке на воздухе, под огромным импровизированным шатром, публика слушала концерты с участием американских суперзвезд. Одновременно, в 100 метрах от сцены им. Рознера тысячи людей, не имевших возможности приобрести билеты, смотрели прямой показ выступлений на огромном экране, установленном на склоне холмистого парка. 

Американские артисты Пакито Д'Ривера и Уэйн Шортер отметили, что приехали поддержать Украину в трудный час. 

Херби Хэнкок был космополитичен: "Джаз всех уравнивает в правах. Музыканты, стоящие на сцене, равны. Мы все друг другу доверяем, иначе не донесем до слушателей то, что хотим сказать. Джаз родился в самой большой стране эмигрантов — США, и у него африканская ДНК. Исполнение джаза — вселенское явление, вселенский язык". (Вспомним последний, 2010 г. альбом мэтра Imagine Project — скрупулезную работу по смешиванию значений и контекстов, направленную на подтверждение старой вечной концепции единства и хрупкости мира). 

На вопрос, чем соблазнили его на приезд во Львов, ответил просто: "Это работа!". Этот 75-летний красавец (обладатель 12 Гремми) — моложав, спокойно ровен, непередаваемо обаятелен в музыке. Недаром он — один из влиятельнейших артистов нашего времени. 

Его творческие поиски открывают миллионам слушателей, авторов и исполнителей новые грани не только в джазе, но и в остальной музыке последних десятилетий. Не случайно и в этом году концерты Альфа джаз феста приехали послушать и наиболее креативные украинские поп- и рок-исполнители:  Вакарчук, Михайлюта, Джамала и множество джазменов. 

Фестиваль открылся на пл. Рынок выступлением совершенно юного симфоджаза музыкальной Академии им. Миколы Лысенко. Дополнил классический раздел жанра, с которого стартовал фестиваль, молодой Биг бэнд Денниса Аду, созданный на базе джазового факультета Киевского института им. Р.Глиэра. Оркестр и его солиста, альт-саксофониста Артема Менделенко похвалил Пакито Д'Ривера. 

Интересно звучали в дворике дворца Потоцких гости из Великобритании под управлением кларнетиста индийского происхождения Аруна Гоша. С ним выступила молодая британская исполнительница на трубе (с бахрейнскими корнями) Язз Ахмед. 

Пьесы Гоша имеют ориентальную окраску, несут гражданское содержание, о чем говорят названия и музыкальная стилистика композиций: "Красный форт", "Голос свободы". Гош подчеркнул со сцены, что поддерживает борьбу украинцев и стремится к гуманизму и миру. 

Публика с радостью принимала вокалистку Анну Чайковскую и группу из Харькова Acoustic Quartet. Хорош у них креативный импровизатор-клавишник Ефим Чупахин. 

Первый вечер на главной сцене открыли американцы: лауреат шести Grammy гитарист Майк Стерн и тенор-саксофонист Билл Эванс. Оба не раз бывали в Украине — Киеве, Львове. С ними играли многолетние партнеры: бас-гитарист Том Кеннеди и барабанщик Стив Смит. 

С первых звуков Стерн обрушил на слушателей девятый вал непревзойденной техники, обаяния и темперамента. Его широкая белозубая улыбка и длинные прямые волосы создают образ добродушного романтического героя. Эванс — крепкий саксофонист, отличный партнер. Но у него нет "изюминки". Возможно, поэтому после многочисленных номинаций он так и не получил Grammy. Тихо пропели Wishing Well из альбома Voices 2004 г., медленно набирая энергетику к концу. Барабанщик скетом и на установке изобразил песню Tipatina's из альбома 1999-го Play. Неимоверное впечатление оставляет басист. Стерн великолепен и технически, и богатым чистым певучим звуком. С восторгом встретила публика и песню Джими Хендрикса Red House. Сплошной позитив. Энергия созидания. 

Концерту Херби Хэнкока предшествовало награждение его премией им. Эдди Рознера. В ответной речи он был немногословен и быстро перешел к делу, сев за рояль. 

Кстати, артист не захотел играть на черном инструменте компании Yamaha, на котором выступали остальные пианисты фестиваля (белая кабинетная Yamaha досталась музыкантам на пл. Рынок). Хэнкок предпочел итальянский ручной Fazioli, эндорсером которого является, и который специально для него привезли из Голландии. 

Традиционное трио (бас-гитара — Джеймс Джинас, барабаны — Тревор Лоуренс) расцветил поразительный 82-летний обладатель десяти Grammy тенор- и сопрано-саксофонист Уэйн Шортер, коллега пианиста по годам работы с Майлзом Дэвисом и дальнейшему сотрудничеству с V.S.O.P. квинтетом Хэнкока. Львовский концерт, как и вся его деятельность, показал единство академической музыки, джаза, популярного искусства, как его видит мэтр. Он играл на рояле, брал в руки "расческу" (белую клавиатуру, которую на широких ремнях перекидывал через плечо). Его музыка полна глубоких смыслов. И одновременно понятна большинству. Сыграл и Watermelon Man, Maiden Voyage (Шортер менял несколько раз тенор и сопрано саксофоны), Cantaloupe Island. Закончил, конечно, хитом Chameleon. Но он никогда не бывает одинаковым. И все, что делает Хэнкок, — на грани гениальности. Концерт потряс. 

Второй день феста открыл кубинский американец, альт- и сопрано-саксофонист, кларнетист, флейтист, композитор, один из лидеров популярной кубинской джаз-рок-группы Irakere, лауреат 14 Grammy Пакито Д'Ривера. Ему исполняется 67 лет. И ровно 60 лет назад он уже рекламировал саксофоны Selmer. Д'Ривера был солистом-кларнетистом в симфоническом оркестре, учился в консерватории в Гаване, в 1972-м вместе с пианистом Чучо Вальдесом и трубачом Артуро Сандовалем организовал Irakere — первый профессиональный кубинский ансамбль, добившийся мирового признания. 

В 1980-м, выступая в Мадриде, Д'Ривера попросил политического убежища и с тех пор живет в США. В Украине впервые играл в 1968-м. Большой друг нашей страны. В составе организованной им в 2001-м группы выступают трубач-тромбонист Диего Уркола (Аргентина), перуанский басист Оскар Станьяро и американцы — барабанщик Марк Уокер и молодой пианист Алекс Браун. 

Во Львове играли музыку записанного в 2014-м последнего альбома Jazz Meets The Classics. Прозвучали экспромт-фантазия (до-диез минор) и ноктюрн (ми- бемоль мажор) Шопена, ария Царицы ночи из "Волшебной флейты" и Аллегро из "Маленькой ночной серенады" Моцарта, сарсуэла кубинского классика Лекуона Al Fin Te Vi, танго Oblivion Пьяццоллы. Играли по-своему, с импровизациями, латиноамериканскими ритмами и популярными интонациями наподобие C'est si bon и "Риориты", приятно и мило. Необыкновенно талантлив пианист — и звуком, и технически. На бис, не мудрствуя лукаво, выдали "Ночь в Тунисе" Гиллеспи—Паркера. Ночь получилась не арабской, а латиноамериканской, что подтверждает: "все люди — братья". 

После кубинца во второй раз вышел на сцену Альфа джаз феста Уэйн Шортер. Это один из лучших саксофонистов и композиторов джаза, создатель (вместе с пианистом Джо Завинулом) знаменитой группы Weather Report (распалась в 1986-м). В 2000-м Шортер собрал квартет, с тех пор с ним играет, с ним приехал и во Львов. В его составе еще три суперзвезды: пианист Данило Перес, басист Джон Патитуччи и барабанщик Брайан Блэйд. Каждый — великолепный солист, тонкий музыкант и прекрасный ансамблист. Квартет — ведущий современный акустический коллектив и исполняет в основном классические хиты Шортера. Два альбома получили Grammy. Концерт был непростым по содержанию (как и вся их музыка), и восприятие публики подустало. Возможно, сеты того вечера должны были следовать в обратном порядке. Американцы играли глубокий, концептуальный джаз на грани с радикальными поисками современной "новой музыки", сложной по форме, гармоническому языку, тембрам. Пианист препарирует рояль, играет то косточками рук, то колотит кластеры ладонями. Патитуччи часто чередует игру смычком и пиццикато, проявляя чудеса фантазии. Все постоянно ищут, оставаясь при этом в общем русле. Шортер уже играет сидя. Но он говорит: "Каждый концерт моего состава — поиск ответа на вопрос: как мы можем дальше изменить нашу музыку?". Действительно, за прошедшие 15 лет сотрудничества музыканты "срослись" друг с другом, чувствуют все движения и намерения каждого коллеги. При этом все, что они делают, — чистая импровизация… 

Следующим вечером первыми вышли Хироми и ее партнеры по The Trio Project. На японке — черное, почти вечернее, платье и полосатые кеды. С первых аккордов на зал обрушился поток ее неистовой энергии в виде полутора десятков восходящих аккордов. Субтильное создание — и такая мощь. 

Завершились концерты на главной сцене выступлением суперзвезды, выдающегося гитариста и обожаемого миллионами певца Джорджа Бенсона и его группы. Бенсону 72 года, у него десять Grammy, он пишет диски с 1964-го, последний — Inspiration: A Tribute to Nat King Cole, 2013 г. Как лидер и сайдмен совместно с другими музыкантами  записал сотни альбомов. Лет 30–40 назад он был кумиром миллионов. Бенсон уже 50 лет женат на Дженни Ли, с которой вырастил больше десятка детей. 

Начал выступление с гитарной пьесы. Вспомним, что еще в середине 60-х он порадовал мир триумвиратом чисто гитарных соул-джазовых альбомов: Cookbook, Benson Burner, It's Uptown. А в середине 70-х стал петь голосом, похожим на Стиви Уандера. Альбомы Breezin, Give Me The Night, Weekend in L.A. расходились платиновыми тиражами. 

Во Львове спел Nature Boy, Nothing Gonna Change My Love For You, Give Me The Night и другие хиты. 

Трио из Швеции Dirty Loops (в переводе — "Грязные петли") — пример высокого профессионализма и культуры в "легком" жанре. Музыка молодых, отлично обученных, талантливых парней далека от коммерческой простоты, соединяет рок и фьюжн в интересном миксе. 

Несмотря на переменчивую погоду, фестиваль оставил солнечное послевкусие: джаз звучит в душе. 

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно