Сбылась заветная мечта всех украинских актеров и режиссеров, десятилетиями считавших себя "крепостными" в репертуарном театре.
Ведь именно этот сезон (который подходит к концу) - собственно, последний сезон бывшей "крепостной" жизни отечественных деятелей сцены (согласно воображаемой ремарке, именно в этом месте - гомерический хохот). На авансцену, наконец, вышла "Реформа". В виде контрактной системы.
Гора родила документ. Ряд интересных циркуляров о светлом будущем украинской сцены. Как говорил некогда Эркюль Пуаро: "Привлекательность умственной деятельности не знает пределов!". Именно это и касается театральной документации.
Фактически за год в сфере отечественной сцены должны произойти отдельные изменения и сдвиги, которые освободят бывшую штатную бессрочную зависимость и определят новые критерии и горизонты для театральных деятелей (опять ремарка: задумчивые взгляды актеров).
Итак, считайте, это что-то вроде 1861 г., когда царь Александр ІІ подписал указ об отмене крепостного права. В определенной степени именно так здесь и сейчас. В основе отдельных реформаторских сдвигов - закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внедрения контрактной формы работы в области культуры и конкурсной процедуры назначения руководителя государственного или коммунального учреждения культуры". Этот закон подписал президент Украины еще в начале года.
Уточню, сам закон (о контрактной форме работы) предусматривает синергию с другими законами - "О культуре", "О театре".
А сама театральная синергия провоцирует множество вопросов - относительно работы в условиях контракта - у деятелей отечественного театра. Они адресуют эти вопросы и Минкульту, и своим руководителям. И даже нашему изданию.
Умышленно избегая казуистики законотворческих параграфов (при желании их можно найти и на сайте президента, и на сайте Минкультуры), попробую для некоторых заинтересованных театралов сформулировать умышленно-наивные, но несомненно актуальные 20 ответов-вопросов.
- Когда вступил в силу закон о введении контрактной работы?
- Закон вступил в силу еще 24 февраля. И процесс перехода на контракты должен произойти в течение года, на первом этапе - до 24 августа.
- Какова судьба артистического персонала, до принятия закона работавшего по бессрочному трудовому договору?
- Судьба такова. Руководитель государственного или коммунального учреждения культуры в течение года должен прервать бессрочный трудовой договор и заключить с этим персоналом контракт. Срок действия которого - от одного до трех лет. Как известно, в статусе бессрочных актеров-"крепостных" значились преимущественно ведущие мастера сцены, народные и заслуженные артисты, основатели театров.
Отныне - закон для всех один. Играй, твори - от одного до трех лет (это уже как решит руководитель) - и "никаких гвоздей".
- Что по поводу введения контрактной формы говорят профсоюзы?
-Предыдущая экспрессия со стороны профсоюзов сменилась на этакую милость, даже снисходительность. В том смысле, что в плане контрактов профсоюзы - почти союзники Минкульта. Хотя они (профсоюзы) и обращают внимание на важные нюансы, предусмотренные трудовым законодательством.
В частности, руководитель учреждения культуры должен ознакомить персонал с приказом об изменении формы трудового договора за два месяца до заключения контракта. В свою очередь, Министерство культуры Украины обязано обеспечить необходимую нормативно-правовую базу, т.е. подготовить соответствующие подзаконные акты - о порядке проведения конкурса, об утверждении типичной формы контракта и т.п.
Также профсоюзы не настаивают, но рекомендуют "просвещать" актеров об изменении договорных отношений - под роспись.
- Как будет осуществляться переход на контракты непосредственно в театрах?
- Руководитель театра издает приказ о прекращении трудовых отношений с работниками. Соответствующие записи фиксируются в трудовых книжках. И дальше - по плану: подготовка к новой форме работы на основе контракта. Руководитель театра издает приказ о зачислении работников, с которыми контракт заключен. Отдел кадров, в свою очередь, оформляет документы. Трудовой стаж для предоставления отпуска начинается с момента заключения контракта.
Уточняю, форма контракта распространяется на художественный и артистический персонал, технические работники пока могут работать спокойно.
- Заплатят ли?
- Согласно ст. 116 КЗоТ устанавливается обязательность выплаты работнику всех надлежащих сумм в день его "увольнения". Все суммы (за отработанное время и компенсация за неиспользованный отпуск) должны быть выплачены согласно законодательству Украины.
- Если актеры (творческие деятели) не соглашаются на работу в новых условиях по контрактам, что тогда?
- В этом случае руководитель театра может уволить работника, согласно ст. 36 (ч. 1, пункт 6) КЗоТ Украины (отказ продолжать деятельность в связи с изменением условий работы).
- Должно ли быть письменное заявление "творца" о переходе на контракт, если прежде он был на бессрочном договоре в штате?
- В профсоюзах говорят, что такие заявления нужны. Если же актер отказывается писать заявление, составляется акт.
- Возможны ли судебные иски при несогласии артистического персонала переходить на контракты?
- У нас возможно все. Впрочем, паниковать оснований нет. Пока - переходный, довольно безболезненный период театральных реформ. Что будет дальше? Увидим. Также не стоит поднимать волну из-за возможного перепрофилирования репертуарных гостеатров в открытые проектные площадки. Если и перепрофилируют, то не всех, и не сразу. Национальным театрам такая участь точно не грозит.
- В чем особенности контрактов для артистического персонала и театральных руководителей?
- В сущности, это две автономные формы трудовых соглашений.
- Какой "общий вид" контракта для артистического персонала?
- Около 10 страниц текста. Рабочие версии такого документа в свое время были размещены на сайте Минкультуры. Сейчас окончательная форма контракта дорабатывается. Результат должен быть в июле 2016-го: незадолго до открытия театральных сезонов. Контракт обязательно составляется в письменной форме, оформляется в двух экземплярах (для каждой из сторон). Форма контракта должна быть утверждена приказом Министерства культуры Украины.
- Предусматривает ли новый контракт (для актеров) защиту их интересов?
- Согласно действующему законодательству, заключенный контракт должен сохранять все социальные гарантии, которые прежде были даны работнику бессрочным трудовым договором. В случае ухудшения таких условий контракт может быть признан недействительным.
- Кто в театре будет "главным" после реализации контрактной реформы?
- Украинский театр фактически получит новую (старую) должность. Директор-художественный руководитель. Или генеральный директор-художественный руководитель - для Национальных театров.
Таким образом, происходит концентрация власти в театре в одних руках. Предыдущий баланс - директор и художественный руководитель (как два более или менее равноценных крыла руководства театром) - нивелируется.
С одной стороны, такая форма централизации позволяет избегать конфликтов внутри правящей верхушки. С другой - это форма абсолютной власти в театре. И исключительно от личности нового руководителя (его адекватности, человечности, профессионализма, творческого вдохновения) зависит, станет такая форма руководства авторитарной или сохранит черты гуманной монархии.
Как известно, есть тревожные примеры - с неадекватами и идиотами, которым отдают всю власть в одни руки со всеми дальнейшими сценическими последствиями.
Есть примеры и эффективной работы театрального лидера, целеустремленно развивающего художественное пространство с учетом творческих потребностей коллектива и зрителя, а также вызовов современного искусства (лучшие образцы такого руководства: Ивано-Франковский театр им. Ивана Франко, Черниговский театр им.Тараса Шевченко, Херсонский театр им.Мыколы Кулиша, а также столичные - Киевский Молодой театр, "Золотые ворота", Театр на Подоле и некоторые др.).
Если театр, согласно контракту, возглавляет директор (администратор), то в дальнейшем именно он формирует художественную вертикаль и горизонталь, приглашая на должность главного режиссера, осуществляя свою эффективную творческую и экономическую программу.
Если театр возглавляет "чистый художник" (остались еще и такие), он должен сформировать эффективный экономический и административный блок в театре, чтобы обеспечить не только души прекрасные порывы в афише, но и кассовые показатели.
- В чем особенности контракта для театрального руководителя?
- Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно введения контрактной формы работы..." в ч. 2 пункта 3 предоставляет право органу управления государственным и коммунальным учреждением культуры в течение шести месяцев прервать с руководителем бессрочный трудовой договор. И заключить контракт с новым руководителем. Срок работы такого руководителя (согласно закону) - пять лет. С возможным продолжением банкета.
Если руководитель уже трудится на своем месте согласно ранее заключенному контракту, его работа продолжается до момента, когда такой контракт теряет силу.
Назначение театрального руководителя и подписание с ним контракта происходит через конкурсную процедуру (конкурс не предполагается, если учреждение культуры расположено в территориальной громаде с численностью населения до 5 тыс. жителей).
- Как будет сорганизована конкурсная комиссия для избрания театрального руководителя?
- Состав такой комиссии предполагает три сегмента. Первый - представители театра (не сами работники, а их делегаты, которым коллектив доверяет). Второй - представители органа управления (Минкультуры, в частности, и департамента культуры, если речь идет о муниципальных театрах). И третий - представители общественных организаций.
Всего по три кандидатуры от каждого сегмента.
Предполагается, что такие кандидатуры могут вызвать вопрос: "Что за комиссия, Создатель?". Трудно представить, кому из посторонних доверят важную миссию выбрать своего руководителя актеры труппы - разве что трем инопланетянам?
Два других сегмента - делегаты органа управления и общественных организаций - обычно будут склоняться в пользу того самого "органа" управления, который и захочет видеть на месте руководителя Х, а не Y.
К тому же, непросто сегодня говорить об эффективности общественных организаций, когда Союз театральных деятелей переживает не лучшие времена, а новые ростки общественного движения лишь кое-где начинают прорастать, но еще не плодоносят.
- Кто может претендовать на должность единоличного руководителя тем или иным украинским театром?
- Это могут быть и нынешние руководители, и прошлые, и позапрошлые. И ведущие мастера сцены (которые пользуются уважением и авторитетом), и даже некоторые киндер-сюрпризы. Скажем, где-то в начале 2017 г. будет объявлен конкурс на должность руководителя Национального театра им. Ивана Франко (когда закончится контракт с теперешним генеральным директором). В таком случае, как мне объяснили в профсоюзах, на должность руководителя могут выдвигаться (далее - в алфавитном порядке): Богдан Бенюк, Алексей Богданович, Михаил Захаревич, Станислав Мойсеев, Анатолий Хостикоев и другие авторитетные мастера... Если они этого захотят сами, и если этого захочет труппа франковцев. Полнейшая демократия!
Для продвижения на кресло руководителя, разумеется, предусмотрена определенная папка документов, свидетельствующих, что будущий руководитель судимости не имеет, но имеет творческий опыт и гениальную творческую программу.
Мне также подсказывают, что будущий руководитель обязательно должен представить на конкурсную комиссию справку от психиатра... Что очень важно в бурных реалиях нашей сценической жизни.
- Кто выиграет, а кто проиграет от первых шагов контрактной реформы?
- Судя по всему, должны выиграть активные 30–40-летние театральные лидеры (таких не много, но они есть). Выигрывают, бесспорно, актеры, на которых держится репертуарная афиша и касса театра. Частично проиграет артистический персонал, работающий в амплуа "кушатьподано". То есть за счет недостаточно занятых актеров будут утверждаться позиции занятых больше, и в репертуаре крайне необходимых.
Конечно, немало тревог относительно пожилых актеров, старшего поколения, которые, в силу возрастных особенностей и активной контрактной политики, могут повторить судьбу героев известной пьесы Виньи Дельмар "Уступи место!".
- Как повлияет контрактная реформа на нынешнюю численность театральных трупп?
- Как говорят некоторые руководители, такие труппы, несомненно, ожидает "сжатие". Что-то вроде "шагреневой кожи" от Оноре де Бальзака. В идеале должно стать меньше и лучше. Но до идеала нам далеко.
- Как повлияет контрактная реформа на численность и востребованность учебных театральных "фабрик" в Украине?
- Арифметика подсказывает, что с введением реформы актеров на рынок должны "выпускать" меньше, чем сегодня. Ведь суровые реалии контракта многих из них сделают потенциально безработными.
Впрочем, наша сценическая жизнь зачастую за пределами арифметики и логики. Наборы на актерские факультеты в разных городах снова будут раздутыми, гигантскими. Все ожидания внеконтрактных театральных актеров - на сериалы, антрепризы, корпоративы.
- В какой степени украинская контрактная реформа синонимизируется с европейскими театральными реалиями?
- В разных европейских странах весьма отличные формы организации театрального дела. Свои законы и свои порядки - в Германии, Франции, Польше. Более разветвленная и даже более демократичная система - в Великобритании. Наши нынешние маневры (возможно) более всего близки к Венгрии. Или к РФ, где, скажем, О.Табаков или Т.Доронина - полноценные театральные монархи с соответствующими полномочиями на основе собственных же контрактов. (Тема европейского опыта руководства разными формами театров будет раскрыта в ближайших номерах ZN.UA).
- Выиграет ли искусство театра от контрактной реформы?
- Выиграет. Если будет хорошо играть.
(Особая благодарность за консультацию по вопросам контрактной реформы Профсоюзу работников культуры Украины и художественным руководителям украинских театров).