Україно, згадай про талант… Легендарная ТВ-программа «Сонячні кларнети» когда-то открыла сотни самородков

29 декабря, 2010, 15:43 Распечатать Выпуск №49, 29 декабря-14 января

Зачем изобретать велосипед, если его давно придумали и даже успели покататься? Нынешняя повальная...

Зачем изобретать велосипед, если его давно придумали и даже успели покататься? Нынешняя повальная мода на талант-шоу («Народна зірка», «Фабрика зірок», «Танцюють всі», «Україна має талант»,
«Х-фактор» и остальное) еще не всех повергла в такую же повальную амнезию…

А ведь были же, таки были даже на застойном украинском ТВ бородатые пращуры нынешних популярнейших аматорских развлечений!

Естественно, рейтинги на УТ тогда не измеряли (до прихода Арфуша оставалось примерно четверть века…). А если бы кто измерил, то пластом лег бы под внушительной тяжестью «доли аудитории». Так как, например, «Сонячні кларнети» (с Тамарой Стратиенко) в 70—80-е смотрели в Украине все поголовно!

О легендарной программе — эксклюзивно для «ЗН» — вспомнили режиссер Элина ВОЛОХ и ведущая Тамара СТРАТИЕНКО.

Украинское ТВ застойного периода — заповедник структурированного счастья. Как думаете, люди, сколько трудилось народу в редакции музыкальных программ на советском УТ?.. Их (в 70—80-е) насчитывалось более 140 человек! И, все как пчелки, «жужжали» в трех ответственных отделах. Народное творчество. Классическое искусство. Эстрада… Да…

(Из тех трех подтопленных «подводных лодок» нынче и уцелела-то одна — и та «эстрадная»…)

«Сонячні кларнети» возникли на УТ в 70-е. Как энтузиазм отдельных телевизионных альтруистов (редакторов, режиссеров). И, естественно, как кропотливая забота партийных верхов о досуге населения.

У истоков «Кларнетів» стояли замечательные телевизионные профи: Тамара Павленко, Наталья Рябчук, Элина Волох, естественно, Тамара Стратиенко. Программу «патронировал» персонально Николай Федорович Охмакевич, «царь» украинского телеэфира.

Понятием «формат» тогда не баловались. Дрожали перед другим словом: «установка»… А она была невинной: воодушевить и взбодрить украинский народ — посредством его же (народа) аматорских порывов!

Тут в помощь создателям «Кларнетів» и явилась замечательная строчка из стихотворения Павла Тычины.

«Навік я взнав, що Ти не Гнів, — Лиш Сонячні Кларнети!» (1918-й).

Все дальнейшее — уже дело техники и эфирной политики.

Раз в неделю — четко и без обиняков — «Сонячні кларнети» должны были звенеть в сетке УТ. И звенели. Донося до народа его же творчество...

С этого места начинается самое интересное.

Кастингов, как таковых, в те годы не практиковали. По словам режиссера Элины Савиновны Волох, для отбора талантов в эту программу приходилось на несколько дней уезжать в тот или иной украинский регион. И на месте (обязательно с областным инструктором по культуре!) несколько дней кряду вычленять самое яркое и ценное. Голосистое.

Этими «Кларнетами» в свое время были охвачены практически все области Украины. Программа стала телевизионным музыкальным турниром Национального масштаба. Фрахтовали ПТС — и гнали, порою, в самый дальний угол… Если расслышат где звонкий тембр доярки или учительницы, свинарки или пастуха, бухгалтера или свекольщицы…

…Эти замечательные труженики и становились (хотя бы на один телевизионный вечер) блестящими звездами отечественного телеэфира.

Особенно эту программу, что предсказуемо, обожали в сельской местности. Едва ли не каждое наше село соревновалось «за право» быть услышанным и показанным — в «Кларнетах».

Основной съемочной площадкой «Кларнетів», как правило, становились областные театры. Позже снимали и «на натуре», чтобы разнообразить программу.

…В любом случае везде кипели — творческие — аматорские страсти.

Некоторых участников «Кларнетів» создатели программы помнят по сей день.

— В свое время в Полтаве выступал замечательный хор «Калина», которым руководил человек по фамилии Левченко, — вспоминает Элина Савиновна. — Когда я только услышала этот коллектив, то залилась слезами! Это было что-то невероятное. Они пели так, словно вынимали из тебя душу! А руководитель коллектива, кажется, только и жил своим делом. По-моему, у него даже и семьи не было: все свое время отдавал «Калине». Практически в каждом городе или селе нам встречались самородки уникальные. Приходилось, например, отслушивать десятки хоровых коллективов, чтобы впоследствии выбрать в «Сонячні кларнети» только один. Ведь программа-то часовая. И всех желающих невозможно было представить в эфире. Помню случай, когда в одном из областных центров мы ужинали в ресторане… И руководители местного хора так все организовали, чтобы выступить прямо во время нашей «тайной вечери»: авось услышим, заметим — и возьмем в «Кларнети»! Оглядываясь в то время, конечно, жалею... О том, что у нас было мало пленки. И приходилось уже показанные программы сразу же размагничивать. И из солнечного времени «Кларнетів» нынче практически не осталось.

— Элина Савиновна, вы, очевидно, смотрите нынче «Х-фактор» или «Народну зірку» и прикидываете себе: кто в этих программах мог бы стать лидером-победителем… А вот кто в те годы — в вашей памяти — остался в числе несомненных лидеров «Кларнетів»? Хотя, естественно, sms тогда не посылали, и два миллиона призовых рублей тем аматорам даже присниться не могли.

— Ой… Это невероятно сложный вопрос! Много всего перед глазами: лиц, голосов, судеб. Так сразу кого-то и не выделишь. Хотя постойте, постойте… Вспоминаю одного яркого человека… Яша Малько! Из села Великая Багачка. Он, если не ошибаюсь, работал директором местной музыкальной школы. Пел в «Кларнетах» как Бог! Был обладателем удивительного баритона. Точь в точь как у Анатолия Мокренко. Их даже перепутали однажды. Когда Яшу услышал в нашей программе знаменитый Николай Кондратюк, то без раздумий предложил ему место в консерватории. Без экзаменов! Более того… Этому талантливому человеку кто-то из поклонников в партийных «верхах» тут же пообещал даже киевскую квартиру, если он только согласится переехать в столицу. И что вы думаете?

— Даже не знаю, что думать.

— Яша отказался! Он заявил: «Нізащо не залишу рідний дім, кохану дружину і свою Велику Багачку…» И не переехал! Не знаю, как впоследствии сложилась его судьба… Но талантливых людей перед авторами прошло очень много. Вспоминаю одну красивую дородную женщину по имени Вера… Она тоже восхитительно выступила в «Сонячних кларнетах». И тембр ее перекликался с мощью голоса Раисы Кириченко. Ей тоже предложили: «Вера, давай в Киев! Тебя ждет большое будущее!» Она: «Нет! У меня муж — он не отпустит...»

* * *


Важным номером программы «Сонячних кларнетів» значились выступления «хоров-ланок». Бабушки и тетушки в веночках или в хусточках (всегда переливающихся не самой дорогой «бижутерией») — в общем, милейшие рекордсменши-свекольщицы, командирши полевых сражений — наповал сражали украинскую телеаудиторию непреодолимой высотой певческого наива… (это я сейчас так «умничаю», вспоминая и свое трудное детство у телевизора). Голоса этих «ланковых» то сливались, то разлетались... В так и не исследованном музыкальном направлении — «хор-ланка» — было что-то от народного плача и от народной удали…

— Не представляю, остались ли сейчас в украинских селах такие вот хоры-ланки? — размышляет режиссер «Сонячних кларнетів».

— Если и остались, то в виде «мамонтов», переживших ледниковый период — скоро-то и колхозов не останется…

* * *

Была ли цензура в отношении такого, казалось бы, невинного «течения», как аматорское творчество в «Кларнетах»? Режиссер уверяет: ни одна передача не могла появиться в эфире без предварительного просмотра и обсуждения высочайшего теленачальства. По воспоминаниям Элины Савиновны, нельзя было обойти и некоторые довольно странные «табу». Какие же? Оказывается, отдельные телебоссы на дух не переносили «бородатых» исполнителей. Почему? Загадка! И некоторых бородатых аматоров (или профессионалов) в прямом смысле брили прямо перед эфиром… В то время по телевизионным коридорам даже шутка гуляла: если бы на УТ появился Карл Маркс, то и ему пришлось бы обратился к цирюльнику!

— Определяло ли телеруководство какой-либо основополагающий принцип работы в «Кларнетах»? Что, собственно, вы должны были донести до зрителя? Чем увлечь его — в первую очередь?


— Ну, в этом вопросе все просто и даже демократично. Исключительная и абсолютная народность — вот принцип, если и был таковой. За полтора десятилетия работы в «Кларнетах», честно признаюсь, у меня напрочь отпали сомнения: какая нация наиболее музыкальная и звонкоголосая? Как правило, говорят, что это итальянцы... Однако — нет! Украинцы! У меня едва ли не головокружение возникало от мысли, что в каждом селе, в каждом районном центре тогда пели уникальные хоры и потрясающие вокалисты. Эти люди как-то совмещали основную работу и музыкальные увлечения. И на все им хватало времени. Помню случай, когда наша замечательная ведущая Тамара Стратиенко однажды вышла на сцену и загадочно спросила: «Как думаете, дорогие зрители, сколько мне лет...?» Зал притих… А Тамара продолжила: «Так вот сейчас вы услышите уникальную исполнительницу, мать одиннадцати детей… Ей тридцать семь! Но она находит время и для творчества…» Зал взорвался аплодисментами. Разное было… Помню, мне в Полтаве однажды даже «скорую» вызывали, потому что темп работы интенсивный, пять автобусов участников… И писали программу до двенадцати ночи! Но, знаете, лучшее лекарство в те годы — это телевизионный пульт. Он и исцелял от болезней…

* * *

— С «Кларнетами» в моей жизни действительно связано все самое «солнечное», — рассказывает «ЗН» Тамара Стратиенко. — Я десять лет вела эту программу. До тех пор, пока не перешла на другие циклы. Были случаи, и это не фантазия, когда в некоторых областях во время наших выступлений вызывали даже отряды конной милиции! Невероятное количество людей тогда стремилось попасть в зал. И всем мест не хватало. Как говорится, милиция берегла... Вспоминаю, как все начиналось. Над первым выпуском «Кларнетів» работали, собственно, первые профи украинского телевидения: операторы, режиссеры, редакторы. Премьера передачи вышла в эфир — и я совершенно случайно встречаю Николая Охмакевича... «Тамаро, у цієї програми велике майбутнє! Вона і тебе зробить зіркою!», — так сказал. И словно благословил. Впоследствии познакомилась с таким количеством замечательных, талантливых людей… В Черниговской области общалась с первым комендантом Берлина (он участвовал в наших «Кларнетах»). Программа открыла людям замечательного музыканта Василия Нечепу, со временем он стал народным артистом Украины. В «Кларнетах» ведь не только пели или танцевали, в этой программе мы пытались рассказать людям о людях и показать Украину во всей красоте ее разноголосия и талантов. Поэтому… об «Х-факторе» лучше не спрашивайте.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно