Украинский сувенир: промышленность или промысел? Даже в столице проще найти африканскую ритуальную маску, чем изделия национальных мастеров

28 июля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 28 июля-4 августа

Сувенир — визитная карточка каждой страны или региона, а также надежный источник пополнения местных и национального бюджетов (конечно, при условии профессионального подхода к делу)...

Сувенир — визитная карточка каждой страны или региона, а также надежный источник пополнения местных и национального бюджетов (конечно, при условии профессионального подхода к делу). Выгода от этого не только имиджевая и экономическая, но и культурная. Ведь индустрия сувениров становится своеобразным прибежищем для многих видов традиционных ремесел, которые в наши дни уже являются раритетом. В Украине же все наоборот — здесь до кустарного уровня сумели довести прежде хорошо оснащенные художественно-промышленные мощности.

А может, это такой хитрый маркетинговый ход под названием «раритет»? Иначе как объяснить тот факт, что вещи, которые приятно было подержать в руках и купить практически в каждом крупном торговом центре, теперь можно увидеть только в двух-трех лавочках (о них пойдет речь ниже), иногда на Андреевском спуске и, конечно, в Музее народной архитектуры и быта — вот, собственно, и все. О сувенирных лавочках в Лавре и Софии лучше промолчать, поскольку назвать их ассортимент репрезентативной украинской культурной продукцией язык не поворачивается.

С Андреевским тоже не все благополучно. Первое, что видят туристы, приближаясь по улицам Владимирской или Десятинной к разрекламированному путеводителями спуску, — это шеренги матрешек под «иконостасами» советской атрибутики. Возможно, это такой специальный замысел, чтобы обострить восприятие «местной экзотики»: китчевых булав (так, чтобы на каждого гетмана хватило), «лижныков», вышитых сорочек (правда, их эстетическая ценность в последнее время повысилась). На антикварных развалах немного ниже Андреевской церкви можно найти и довольно приличные древности, и интересные авторские работы, однако матрешки под знаменами вождей мирового пролетариата «всегда впереди».

Но Бог с ним — базар, он и есть базар, хоть и с приставкой «арт». Заглянул в сувенирный отдел киевского ЦУМа, что на Крещатике, — с витрин невозмутимо улыбаются те же матрешки с украинизированными физиономиями, что только подчеркивает их вторичность. Далее целые стеллажи заставлены гжельской керамикой, расписными самоварами, и только где-то в уголке приютились вышитые сорочки (между прочим, довольно посредственные в эстетическом плане) и резные деревянные тарелки.

В то же время подарочных магазинов, ларьков и отделов такого профиля в Киеве стало явно больше, что, очевидно, свидетельствует о возрастании спроса на сувенирную продукцию. Даже беглого взгляда на ассортимент достаточно, чтобы заметить, что в моде этника и изделия ручной работы (или хотя бы ее имитация). То есть существует довольно благоприятная конъюнктура для народных промыслов. Но ни украинских мотивов, ни мастерских работ украинских умельцев в большинстве магазинов не увидеть. Даже такие банальные (и необходимые в быту) плетеные корзины или подставки для вазонов импортируются из Китая и Вьетнама. Конечно, все можно списать на глобализацию, рынок и т.п. Но вот два примера из мировой практики, которые я имел возможность наблюдать вблизи, — Литва и Индия. В небольшом, по киевским масштабам, Вильнюсе весь исторический центр — как будто сплошной квартал мастеров-мейстерзингеров. Первые этажи многих опрятных старых домиков (которые никто и не думает «улучшать») занимают художественные галереи. Среди них немало специализированных: ткани, дерево, витражи. Просторные салоны с выставками современных художников. Десятки ювелирных магазинов с изделиями из прибалтийского янтаря. В придачу к этому небольшой базарчик с изысканным ассортиментом и совсем не кусачими ценами. Например, кофточки ручной вязки можно приобрести за 50 евро.

В мегаполисе Нью-Дели палатки с изделиями тамошних ремесленников можно увидеть на многих улицах, а возле центрального железнодорожного вокзала для торговли сувенирами отведена огромная площадь. Для тех, кого не привлекает колорит и толкотня аутентичного восточного базара и кто готов платить за надежность выбора, — подарочный супермаркет Coteg Emporium (государственное предприятие) с европейским уровнем сервиса и сотнями тысяч наименований продукции от миниатюр из слоновой кости до бронзовых скульптур в человеческий рост.

Но вернемся в Украину. Сегодня в Киеве проще купить африканскую ритуальную маску, чем знаменитую опошнянскую, косовскую, бубновскую, гаварецкую керамику, кролевецкие и клембовские рушники, решетиловские ковры, петрикивскую роспись. А в большинстве из указанных городков в свое время были созданы предприятия или открыты цеха, специализирующиеся на декоративной продукции. С 1993 г. постановлением Верховной Рады полномочия, связанные с координацией их работы, возложены на ОАО «Укрхудожпром». На то время эта структура имела центральное художественное и конструкторско-технологическое бюро, снабженческо-сбытовую базу и фирменную торговую сеть. Памятный киевлянам старшего поколения магазин «Украинский сувенир» на площади Л.Толстого (там, где теперь бутик «Mexx») тоже относился к этой структуре. В «Укрхудожпроме» работало пять производственно-художественных объединений и 25 фабрик художественных изделий. Минобразования и Минместпром внедрили в общеобразовательных школах профобразование по технологиям народных художественных промыслов, которым ежегодно овладевали три тысячи учеников. Как и все унаследованное от Союза, эта система в тех же 90-х начала разваливаться: лучшие мастера из-за отсутствия финансовой поддержки подались на вольные хлеба, производственная база ушла «во временное пользование». Со временем началась приватизация предприятий «Укрхудожпрома», правда, больше напоминающая дерибан. Однако еще до 2001 года ОАО ежегодно выпускало продукции примерно на 2,5 млн. гривен — не так уж много, но это давало возможность кое-как обеспечивать постоянными рабочими местами мастеров народного искусства. Так, в бывшем художественном объединении «Полтавчанка» работало более трех тысяч мастериц. Зарплату, хоть и сравнительно невысокую, люди получали вовремя, имели социальную защиту, предприятия своими силами строили жилье.

Сегодня из 25 дочерних предприятий «Укрхудожпрома» действуют только два. Что же касается остальных, то пять объявлены банкротами, одно реорганизовано, шесть уже ликвидированы, шесть не работают, а местонахождение пяти вообще «не установлено». Названий этих предприятий Фонд госимущества не уточняет, поскольку дело по «Укрхудожпрому» передано в Генпрокуратуру. Кстати, Фонд госимущества дважды, в 2001 и 2004 годах, объявлял конкурс по продаже 47% процентов акций «Укрхудожпрома», остававшихся в его распоряжении (51% акций владеют частные собственники, в т.ч. фирма «Рентекс»), однако реализовать свой пакет фонду так и не удалось.

Чем закончится расследование, пока сказать трудно, но, похоже, на реанимацию прежней системы художественной промышленности никто не надеется: ни сами мастера, ни немногочисленные фанаты-предприниматели, которые пытаются наладить торговлю их изделиями. Что же вместо этого? Национальный союз народных мастеров Украины инициировал указ главы государства «О мерах, направленных на возрождение традиционного искусства и народных художественных промыслов в Украине». Согласно этому документу Кабмин и местные госадминистрации обязаны создать «учебно-показательные мастерские, местные музеи, детские коллегиумы, школы народного мастерства, творческие мастерские народных мастеров», а также «способствовать размещению в зданиях государственной и коммунальной собственности магазинов по продаже украинских сувениров, изделий народных художественных промыслов, народного искусства и т.п.». Указом также предусмотрено создать в Киеве Всеукраинский научно-информационный центр по вопросам развития традиционного народного искусства и народных промыслов. Кабмин должен «обеспечить разработку и внедрение эффективной модели финансового и материально-технического стимулирования развития народных художественных промыслов». Для этого в будущем году даже планируется существенно увеличить бюджетное финансирование. Возможно, из этого что-нибудь когда-нибудь да выйдет («Укрхудожпром» тоже не за год создали), но возникает вопрос: почему бы вначале не создать благоприятные условия тем, кто сегодня реально помогает мастерам и работает на расширение рынка сбыта их продукции?

После того как в начале 2000-х закрылся фирменный магазин ОАО «Укрхудожпром» «Украинские сувениры», единственным учреждением столицы, специализирующимся на традиционном искусстве, осталась лавочка на Крещатике, работающая под вывеской «Украинское народное искусство. Выставка-продажа» в помещении союза журналистов Украины. Этот салон создан еще в 1991 году усилиями частного предпринимателя Светланы Лопатниковой. Ей явно повезло с арендодателями, ведь руководители союза, в частности Игорь Лубченко, оказались патриотами и не променяли соседство с народным искусством на более выгодные предложения, а их было немало.

Ассортимент магазина сравнительно невелик (в среднем около тысячи наименований), но довольно изысканный: косовская и опошнянская декоративная керамика (в частности, работы Василия Омеляненко), вышивка разных регионов Украины, есть произведения и современных художников, работающих в разных видах декоративного искусства.

А вот ООО «Украинские сувениры», которое год назад открыло магазин с аналогичным названием на Пушкинской рядом с гостиницей «Континенталь», постоянно приходится отстаивать право на свое существование перед чиновниками Шевченковской райгосадминистрации. А те то стоимость аренды необоснованно завышают, то медлят с выдачей разрешения на установку световой рекламы. И все это несмотря на принятый Верховной Радой еще в июне 2002 г. закон «О народных художественных промыслах», декларирующий государственное содействие «пропаганде народных художественных промыслов... с помощью галерей народного искусства, салонов-магазинов» и т.п.

Ассортимент «Украинских сувениров» — около восьми тысяч наименований, и это почти полностью народные промыслы Украины (включая традиционное искусство крымских татар). Такое разнообразие достигается благодаря активной экспедиционной деятельности предприятия, а также созданию производственных мастерских на местах. С «Украинскими сувенирами» сотрудничают около 950 мастеров из разных регионов Украины. Партнером общества является Национальный союз народных мастеров. ООО даже выделило в соседнем доме площадь для художественного салона, в котором экспонируются произведения представителей союза.

Ради более респектабельной работы с клиентами «Украинские сувениры» открыли сайт в Интернете, с помощью которого можно приобрести большинство вещей из их ассортимента. Но козырной картой ООО являются соглашения на приобретение сувениров, заключенные с государственными структурами: Минпромполитики, МВД, МИД, Государственным управлением делами, университетами им. Т.Шевченко и М.Драгоманова. Например, именно через «Украинские сувениры» было приобретено коралловое ожерелье, которое президент Украины подарил королеве Нидерландов, и бочки под липовый мед с президентской пасеки для Жерара Депардье.

При всех очевидных плюсах магазин «Украинские сувениры» имеет, к сожалению, и слабое место — слишком тривиальный дизайн торговых помещений. Да и самому, в целом отборному, ассортименту не хватает изюминок, а возможно — перчинок, которые задавали бы тон, удерживали внимание.

А вот хозяйка салона «Світлиця» (на улице Январского восстания) Ирина Садовая, напротив, старается прежде всего создать атмосферу, выдержать стиль. «Сперва следует позаботиться о фирменной упаковке, а потом налаживать масштабную торговлю», — говорит г-жа Ирина. А кроме того, необходимы свободные средства для работы с мастерами, ведь ЧП «Верещинские», которое она возглавляет, не только реализует произведения народных умельцев, но и привлекает их к проведению мастер-классов, готовит монографии, посвященные украинскому народному искусству.

А между тем на базе Кабмина, с подачи Союза народных мастеров, продолжается работа над государственной концепцией развития народных художественных промыслов. Несомненно, этот документ будет содержать много правильных и дальновидных формулировок на манер «принять меры», «обеспечить развитие», «вменить в обязанность». Недоставать будет какого-то пустячка: конкретного опыта конкретных людей — с ними опять (как при подготовке упомянутого указа главы государства) «забыли» посоветоваться. А может, и вообще не следовало морочить себе голову тщательным анализом ситуации, согласованием позиций, принятием солидарных решений и внедрением механизмов реализации нормативных актов?! Может, стоит просто регламентировать появление на свет всяческих матрешек, квотировать ввоз корзин из Китая и обязать куклу-мотанку плодиться и размножаться, осваивая необозримый сувенирный рынок?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно