В борьбе за культурное наследие Москва и Киев выбирают разную тактику, говорится в материале Le Monde. Если в России ради подхалимства по отношению к Православной церкви изымают из Третьяковской галереи икону Андрея Рублева XIV века и передают ее в храм Христа Спасителя, то Киев думает о том, как спасти свое искусство от ракет. Война, в частности за наследство – длится.
После 24 февраля украинские музеи ищут приют для своих картин. С началом широкомасштабной войны президент Лувра Лоранс де Карс спросила своих украинских коллег об их насущных потребностях в миссии сохранения ценностей. Музейщики попросили средства защиты, доставляемые несколькими конвоями. На этом же этапе украинская сторона приняла предложение разместить часть своих коллекций в запасниках Лувра.
Операция по спасению картин началась 23 февраля во время поездки в Киев главы Минкульта Франции – Риммы Абдул Малак. А уже в мае 16 работ под военным конвоем перевезли через Польшу и Германию во Францию. Реализовать такой замысел удалось благодаря вкладу в размере 215 000 евро, предоставленному Международным альянсом по защите наследия в зонах конфликта.
У Ханенков хранятся ценные иконы, представляющие искусство Византии и Восточное христианство, и они, как пишет издание, могли бы дать толчок для создания целого тематического отдела в Лувре. В коллекцию входят четыре редких иконы из египетского монастыря Святой Екатерины Синайской. А также маленькая мозаика с изображением Святого Николая с XIII века. Также к коэксции относятся более поздние иконы и итальянская и греческая живопись.
"Мы не думали, что переживем войну в Европе, в сердце православного мира", - комментирует мадам де Карс перенесение икон как попытку спасения истории.
Атакованный российскими ракетами, упавшими на детской площадке в парке Шевченко, Национальный музей искусств Богдана и Варвары Ханенко, передал в Лувр шестнадцать самых хрупких своих произведений. В частности, пять драгоценных византийских икон, которые всемирно известный музей будет выставлять с 13 июня до начала ноября.
После таких атак стало понятно, что работы, скрытые в тайных заповедниках, подвергаются другим угрозам: снижению температуры и регулярным отключениям электроэнергии, которые ослабляют деревянные панели. «Я получила удар под дыхание», — вспоминает госпожа де Карс, повторившая свое предложение сохранить их самые ценные работы до конца конфликта.
Французское издание пишет, что вопрос повис в воздухе – ввиду неопределенности по окончании войны.
«Такие хрупкие ситуации возвращают нас к сути наших миссий», – настаивает госпожа де Карс. Мы знаем, почему мы делаем эту работу: слышать мир...».