Твой адрес не дом и не улица…

4 апреля, 2008, 13:11 Распечатать Выпуск №13, 4 апреля-11 апреля

На фасаде столичного Музея русского искусства — праздник кумача. Здесь проходит экспозиция «Искусство Советского Союза»...

На фасаде столичного Музея русского искусства — праздник кумача. Здесь проходит экспозиция «Искусство Советского Союза». Выставка презентует музейный проект «Реализмы ХХ века», в рамках которого планируется поэтапно показать 95% экспонатов, которые не отражены в постоянной экспозиции.

На выставке представлено около 80 живописных и скульптурных произведений советских художников, дающих представление об общих тенденциях развития советского изобразительного искусства в 1920-е—80-е годы.

Экспозиция состоит из четырех разделов: лауреаты Ленинской премии; Искусство 1920-х—30-х гг.; Искусство тоталитарного режима (1930-е—50-е гг.); Мастера «сурового стиля» и искусство 1960-х—80-х.

Ранее этими работами, как правило, занималась закупочная комиссия Министерства культуры СССР, которая приобретала работы художников или размещала у них государственные заказы. В эту комиссию в основном входили сами художники, поэтому халтура в музеи не попадала.

…По мнению директора музея Юрия Вакуленко, суть проекта — вернуться к истокам нашей независимости, которая начиналась с распада гигантского образования под названием Советский Союз.

— Многих, и меня в том числе, немного смущает факт, что до сих пор не обозначены идеологические приоритеты, — говорит директор. — Давно нет уже ни октябрят, ни пионеров, ни комсомольцев… А взамен лишь зашкаливающая многопартийность, которая доходит до анархии! Поэтому мы и создали эту провокативную выставку, чтобы осознать весь пласт многообразной культуры того периода …

Интерес к проекту повышенный. Время и ситуация подгаданы точно: все негативное, что привнес «совок», люди воспринимают уже не так остро, и есть возможность показать просто искусство.

Тем более, по словам директора, в то время работали настоящие мастера. И эти творцы совершенно искренне создавали произведения, воспевая при этом незыблемые ценности, — коллектив, семью, радость труда. «Человеческая память хранит все лучшее и позитивное. Можно долго ожидать, пока мы все станем материально благополучными. Но так можно превратиться в биологически выгоревшее общество, у которого на уме только колбаса и машины…»

Ныне термин «соцреализм» уже не вызывает недоумения, потому что даже на международных аукционах этот срез «прекрасного» в большой цене. Так что в этом плане данная выставка весьма дорогостоящая. Ведь представлены хрестоматийные художники.

В свою очередь Юрий Ев­геньевич не уверен, что в Украине нужен узкопрофильный музей соцарта. Дескать, у нас и так есть ряд художественных музеев как областных, так и городских, в которых представлены вполне самодостаточные собрания периода СССР. По его мнению, лучше, когда искусство СССР рассматривается в общем контексте — то ли русского, то ли украинского.

Несмотря на столь бурный интерес к соцреалистическим полотнам, современная критика пока равнодушна к этой теме. «Старая гвардия» в силу идеологической направленности была заполитизирована партией и правительством, поэтому в то время признанным художникам пели лишь хвалебные оды. «Это то же, что и «Квадрат» Малевича» — явление суприматизма. То есть это некий трактат, который прежде чем понять, нужно досконально изучить, — объясняет г-н Вакуленко. — А у нас как говорят? Мол, я тоже такой «Квадрат» смогу нарисовать! Дело ведь не в квадрате, а в философии того периода. Поэтому, думаю, еще не осознана философия того времени и ее энергетическая составляющая. И ее статус кво мы воспринимаем скорее эмоционально и ностальгически»…

Музейщики столкнулись с единственной проблемой при формировании этой выставки: некоторые работы оказались настолько масштабны, что заняли максимум выставочного пространства.

В первом зале представлены главные имена советской художественной эпохи — Николай Ро­мадин, Юрий Пименов, Александр Дейнека, Сергей Герасимов, Арка­дий Пластов. Впечатляющая по размерам солнечная картина «На колхозном току» со счастливыми колхозниками, где никто не сидит без работы. Ярко представлен Александр Дейнека. Все его фигуры коренастые, чеканные, гротескные. Это и «Бегунья», и «Студентка». И некоторые скульптуры тоже — «Мальчик, прыгающий в воду», «Боксер» с волевым подбородком, единственная на всю экспозицию обнаженная натура довольно плотного телосложения, изображающая красотку на берегу моря.

Можно обнаружить и другой, далекий от соцреализма стиль этого художника по таким работам, как «Встреча с прекрасным», «Гладиолусы и рябина»… Здесь же пара декоративных пейзажей Николая Ромадина. А Юрий Пименов представлен несколькими своими поздними работами. Его «Дальняя дорога» вызывает ностальгию («советские» чемоданы — это отдельная история), а романтичное «Начало любви» (за эту работу художник получил госпремию) напоминает раскадровку французского фильма.

Второй зал объединил искусство 20-х—30-х. Это картины, созданные «Ассоциацией художников революционной России», по духу они весьма оптимистичны. Шагают «Рабфаковцы» Бориса Иогансона с книгами и просветленным взглядом. А на полотне Котова «Завтрак. Моя семья» — классика советской семьи, где мама в платочке завтракает с дочуркой. Еще хрестоматийная картина «Все выше» Серафимы Рянгиной: влюбленные высотники-монтажники, несмотря на птичью высоту, смотрят в глаза друг другу.

Третий зал посвящен периоду 1930-х—50-х. Здесь портреты и скульптуры советских вождей. Это работы художников Соколова, Франца, Серова, Цыплакова, Любимова, Ряжского, Богородского, а также студии Николая Андреева, где Ильич изображен в разных ипостасях (на трибуне, за работой, за письменным столом). А на огромном полотне Любимова «Челябинский пересыльный пункт» среди вояк с шашками наголо под светом луны можно увидеть и вождя народов Иосифа Сталина.

Далее — зал, который несколько выбывает из хронологической последовательности искусства соцарта. Здесь радостные, светлые и счастливые «Дети Страны Советов» Алексея Пахомова, фрескопододобная подтекстуальная «Махновщина» кисти Александра Тышлера 1927 года и его же «Групповой портрет», на котором запечатлено пятнадцать строителей социализма разного возраста.

Последний срез выставки посвящен художникам 60-х—70-х. В работах — размах. Реалистичные «Прачки» Алексея Ткачева: женщины стирают белье в речной воде, а вот похоронная композиция Виктора Попкова «Хороший человек была бабка Анисья». Еще пронзительный «Сын» Анатолия Никича-Криличевского, композиция в дверном проеме Дмитрия Жилинского «Портрет Е.Красиной и К.Тарасова», молодцы-удальцы Петра Оссовского «Рыбаки Псковского озера», суровый рубленый монохром «Памяти Пабло Пикассо» Михаила Ромадина…

Можно заметить, что работы, равные этим (по популярности и стоимости), на сегодняшний день сосредоточены в Третьяковской галерее. Многие посетители даже не ожидали, что работы такого уровня хранятся у нас, в Киеве.

От всех полотен словно бы исходит «энергетика» Страны Советов. И, безусловно, можно посоветовать самим музейщикам почаще перетряхивать музейные закрома.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно