ТРУДНО БЫТЬ ГЕРМАНОМ

28 января, 2000, 00:00 Распечатать

Несколько лет назад под эгидой компании «Кинотавр» впервые вручалась премия «Золотой овен», где Гильдия кинокритиков определяла лучший фильм года...

Несколько лет назад под эгидой компании «Кинотавр» впервые вручалась премия «Золотой овен», где Гильдия кинокритиков определяла лучший фильм года. В конце декабря 1999- го в торжественной обстановке были «розданы» очередные «овны».

Конкуренция была сильной. Предварительно в номинацию «Лучший фильм года» попали «Барак», «Блокпост», «Молох» и «Хрусталев, машину!». Последняя картина, которую зритель ждет уже не один год, собрала целый букет наград. «Хрусталев» стал лучшим фильмом года (речь идет о премии «Золотой овен»), лучшим режиссером критики признали Алексея Германа, создателя этой картины, Валентина Светозарова отметили как лучшего художника.

Сейчас Алексей Юрьевич Герман снимает картину «Трудно быть Богом» по одноименному роману Стругацких, а уж напоминать хорошо знакомые и любимые зрителем фильмы, которые снял режиссер, дело неблагодарное — ведь все знают «Проверку на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин» и «Двадцать дней без войны». На страницах же печатных изданий Герман нечастный гость, так как предпочитает работать, а не давать интервью.

— Алексей Юрьевич, у вас сейчас подготовительный период картины «Трудно быть Богом» по братьям Стругацким. На каком вы сейчас этапе?

— Отбираем актеров. Мои ассистенты только что вернулись из экспедиций в Сибирь, Прибалтику, в маленькие провинциальные театрики средней полосы — ищем новые, неизвестные лица. Я очень люблю и ценю наших признанных актеров. Но... Во-первых, многие абсолютно дисквалифицировались, снимаясь в плохих фильмах у плохих режиссеров, а во-вторых, есть такое понятие, как «вынимание выражения лица». Вот ты ему рассказываешь что-то, а он раз — и надел подходящее выражение из такого-то фильма. Ты ему что-то долго объясняешь, на ушах ходишь, он старается, но хлоп — и у него выражение лица из другого фильма. А незнакомый артист для меня всегда загадка. Потому что если такой актер выдаст роль, то вся картина станет объемнее, и я как зритель, поверю, что это живой человек. А если это знакомый и хорошо узнаваемый персонаж — я, конечно, обрадуюсь, его увидев, но потом воскликну: «Да что вы мне голову морочите! Никакой это не профессор, а артист Смоктуновский».

— А как же быть с тем, что на роль дона Руматы у вас пробуются Леонид Ярмольник и Александр Лыков — на последнем уже просто «клеймо» образа ментовского «Казановы» из «Улиц разбитых фонарей»?

— Во-первых, ни один из них еще не утвержден, хотя оба вышли к финишной черте после многочисленных отборов и проб. А во-вторых, Саша Лыков смог сохраниться как хороший артист, и мне совершенно плевать, что он снимался в этих «Ментах». Такие сериалы... Это, с одной стороны, хорошо, так как они не дают загибаться моим товарищам с тоски и отчаяния. Да и к тому же в первых сериях «Улиц» даже что-то было. Вообще я детективов не читаю — это моя жена их поглощает в фантастических количествах. И я видел, как она на моих глазах развратила прелестную интеллигентную женщину-библиотекаря, приохотив ее к этой заразе. А я не могу одолеть ни строчки. У меня неправильная реакция — я должен ужасаться, а мне делается смешно и скучно.

— Похоже, вы относитесь к разряду работоголиков...

— Я приезжаю на студию к двенадцати и заканчиваю где-то в полночь. Беспрестанно скандалю со своим соавтором и женой Светланой Кармалитой — но тоже по поводу того, кто годится, а кто нет. Словом, мы «оба во всем этом варимся с утра до ночи, и дома, и на работе, и особенно тяжело приходится на выходные — я не могу расслабиться, но каждый человек должен отдыхать. А я не умею этого делать совершенно.

— Кстати, видела программу «Взгляд», где вы выступали вместе с ребятами из вашей школы-студии. И очень удивилась: как это Герман все успевает? Свое кино делать да еще с другими возиться, в Москву на «Взгляд» с ними ездить...

— А я там хотел крутануть одного крупного телевизионного босса, потому что эфир прямой, и я, не предупреждая, — хвать этого деятеля за задницу! Но передача закончилась, и Александр Любимов с сатанинской улыбкой сказал: «Все, что вы высказали про этого господина, сейчас вылетает над Охотским морем. Потому что у нас программа идет с Сахалина, и то, что вы сказали, услышали только жители Сахалина, а над Охотским морем мы это все сейчас ножницами чик!»

— Так вы только из-за этого и поехали на «Взгляд»?

— Да нет, просто хотел совместить приятное с полезным.

— Помнится, был у вас еще такой ученик — Зайкин, очень талантливый режиссер...

— Был такой — чуть нас всех не погубил.

— Как?

— А он у какого-то человека одолжил денег. Вернее, не одолжил, а пришел господин, который сказал, что он спонсор, дал денег, а потом бандитов привел. Причем Зайкин связался с этим «спонсором», когда он работал не с нами, а с бандитами разбираться и от них уползать должны были мы.

— А как вы их уболтали?

— Я их не убалтывал. Этo сложная техника. Если она вам понадобится для дела, я вам расскажу. Скажу одно — к официальным властям я бы вам не порекомендовал обращаться, потому что это совершенно бесполезно.

— И как все происходило?

— Ну как — пришел ко мне человек из массовки. Только вот смотрю — пальто на нем от Версаче. Ничего себе, думаю, и зачем ему эти гроши? Ну он действует так, как они всегда: кладет передо мной один телефончик, второй и говорит: «Очень бы хотелось вас защищать, уважаемый Александр Аронович...»

— Почему Александр Аронович?

— Ну, они же не разбираются. «Очень бы хотелось, — говорит, — охранять вас и вашего папу Арнольда Николаевича». Я говорю: «Если вы хотите охранять моего папу, то пожалуйста. Только для этого вам придется проделать сложные технические превращения по путешествию на тот свет. Что касается меня, то меня не надо охранять, у меня есть для этого товарищи. А если у вас возникли какие-то вопросы, вы можете их обсудить с нашим менеджером». Ну, он все понял... И я не знаю — тот человек, что нас опекал, возможно, и был крутой уголовный авторитет, но с нами он вел себя нормально.

Кино ему нравилось мое. А обращаться даже к генерал-майору Крамарову, моему давнему приятелю, было абсолютно бесполезно — он ничего поделать не мог. Он прислал на два дня двух милиционеров, и все.

— А Зайкин что?

— Бегал в ужасе, искал деньги. Помню, когда хоронили мою маму, в церкви на каждой ступеньке стоял бритый молодой человек с чудовищными мышцами. Я говорю: «Вы чего сюда пришли?» А они: «Мы вас охраняем». Я говорю: «Меня-то, Боже мой, от кого охранять? Ну-ка возьмите крышку гроба, она тяжелая». Они взяли... Бедная моя мама старенькая... Да, жизнь наша любит подкидывать разные вопросы, и не только страшные, но и смешные. Короче, в нашей стране не соскучишься. Вот почему-то вспомнился еще такой эпизод. У нас в 10-м корпусе «Ленфильма» есть уборная в форме буквы «г», длинная, как кишка. И приехал как-то смотреть фильм «Блокада» Георгий Васильевич Романов, первый человек города, поскольку у них там не было широкого формата. Перед его появлением все опрыскали, всех выгнали. И вот он идет, а режиссер Виктор Аристов — он был как раз в сортире, и его не заметили — выходит из кабинки. Навстречу ему «автоколонна» в 50 человек! А Романов привык, так как он член политбюро, что если ему кто-то попадается, то это либо какой-то почетный человек, либо знаменитый режиссер, потому что случайный народ не может попасться. И он пожал руку Вите очень горячо, спросил: «Как дела?». А Витя, совершенно охреневший, только что из сортира...

— А Романов знал, кто перед ним?

— Да нет, конечно! Но раз перед ним стоит человек, значит, это проверенный специальный человек для беседы. И Витя сказал: «Спасибо, все очень хорошо». И все секретари ему руку пожали и спросили: «Как дела?» А сзади выскочил директор студии, который Витю видел полтора часа назад, но на всякий случай тоже пожал ему руку, совершенно обезумевший, и тоже спросил: «Как дела?» Витька пришел и сказал: «Я эту руку никогда теперь мыть не буду».

— После сортира или после Романова?

— Этого я уж не знаю!

Подготовила Светлана КОРОТКОВА по материалам «НРС»
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно