Тим Бёртон и детский приют

8 октября, 2016, 00:00 Распечатать

В украинский прокат вышло новое кинотворение культового Тима Бёртона "Дом странных детей мисс Сапсан", в котором главный голливудский сказочник "похоронил" свое творчество. Двухчасовая киносказка поражает спецэффектами и обаятельными персонажами. Но это едва ли оправдывает ее дряблый сюжет.

В украинский прокат вышло новое кинотворение культового Тима Бёртона "Дом странных детей мисс Сапсан", в котором главный голливудский сказочник "похоронил" свое творчество. Двухчасовая киносказка поражает спецэффектами и обаятельными персонажами. Но это едва ли оправдывает ее дряблый сюжет.

Фильм повествует о современном подростке Джейкобе, который не находит общий язык ни с родителями, ни со сверстниками. Единственный человек, с которым парню действительно интересно, это его дед. Именно он рассказывает Джейкобу о загадочном доме, где живут странные дети. Один из них может оживлять кукол, другой — легче воздуха, поэтому постоянно ходит в свинцовой обуви. 

Также среди них есть девушка, управляющая огнем, невидимка, близнецы-горгульи и мальчики, у одного из которых во рту живут пчелы, а у другого в глазах находится кинопроектор. А руководит ими эффектная мисс Сапсан — стильная Femme Fatale, способная перевоплощаться в птицу.

Рассказы деда Джейкоб воспринимал как сказку. Но трагическая смерть старика заставляет его переосмыслить все эти легенды и отправиться в далекий Уэльс, где находится приют.

Первая половина фильма, в течение которой описывается загадочный мир, и нагнетается интрига, проносится на одном дыхании. 

Однако движение второй части сюжета — ломано, как у марионетки, собранной из частей разных кукол. Таких, собственно, и создает один из странных детей в приюте. Этот биомеханик пришивает к телу пластмассовой куклы ноги курицы и лягушки, а также лапки других животных, после чего оживляет этого монстрика, впихивая ему куда-то в брюхо миниатюрное сердечко. 

Подобной милой "шизофрении" в фильме — хоть отбавляй. 

Самые противные монстры в ленте именуются "порожняками" — вместо души у них пустота. Дабы продлить свое хищное существование, они пожирают глаза. Некоторые мрачные и вместе с тем пестрые образы в этой картине производят похожий эффект — выедают глаза зрителям.

Гудящая карусель образов "Дома странных детей…" не двигает сюжет к конкретной идее. А лишь мельтешит чудесами. Так что любая возможная мораль в этой ленте уступает место очередному яркому персонажу или эффектному сюжетному экивоку. В какой-то момент кажется, что месседж фильма — "По-настоящему взрослеешь, не отказываясь от своих детских талантов и скрытых способностей, а наоборот — когда набираешься смелости развивать и следовать за ними". Но как только эта идея оформится в сюжете, на экран выкатываются новые месседжи, провозглашающие оду любви, дружбе или верности.

Рядом с популярными блокбастерами о супергероях вселенных Marvel, DC и "Люди Икс" фильм выглядит долгожданный альтернативой. Ведь многим уже приелись персонажи в духе тугоумного инопланетного викинга Тора, приторно-благородного Бэтмена или Железного человека, напоминающего тюнингованную бытовую технику. Вместо них Бёртон предлагает намного более неожиданные и смелые образы, которые не оглушают своим пафосом, а чаруют оригинальностью.

Главную роль в картине исполнил Эйса Баттерфилд, звезда "Мальчика в полосатой пижаме" (2008). В "Дом странных детей…" этот 19-летний актер вбежал, словно не переодевшись после главной роли в другой своей знаковой картине — "Хранитель времени" Мартина Скорсезе. В последней показывалась магия первых фильмов начала ХХ в. Подобные полусказочные сюжеты Голливуд часто переносит в загадочную эпоху столетней давности. Ведь сама по себе она идеально рифмуется с любой мистикой и фантазией.

Новое же творение Бёртона разворачивает свое предание посреди Второй мировой. Наверняка вслед за этим режиссером переносить свои сюжеты в 40-е прошлого века начнут и другие фильммейкеры. Ведь та эпоха наполнена не менее любопытными механизмами, деталями быта и повседневными мелочами, которые успели очертиться ореолом мифов и легенд. 

Приглашать в этот фильм таких именитых актеров, как Сэмюэл Л. Джексон ("Криминальное чтиво", "Омерзительная восьмерка") и Джуди Денч ("Филомена", "Отель "Мэриголд") — решение пафосное и бессмысленное. В чреде прочих актеров этой ленты они смотрятся, как элитные автомобили, которые облепили кричащим тюнингом и заставили тянуться со скоростью пешехода на параде "запорожцев".

Во главе вялого актерского шествия находится Ева Грин. Ее героиня занимает в фильме глубоко второстепенную роль. Несмотря на это, наигранная ухмылка актрисы целится в зрителя с каждого плаката, а имя ее персонажа вынесено в название. 

Пока что рейтинг фильма на IMDb удерживается на весьма достойной отметке 7,2 балла. Но это с учетом его маркетинговой кампании. А также ажиотажа фанатов Бёртона, которые первыми ринулись на премьеру и засыпали информационное пространство восторженными отзывами о ленте. Когда это все утихнет, оценка блокбастера станет скромнее и справедливее.

Широкий зритель картину особо не жалует. За первый уикенд во всем мире она собрала лишь 66 млн долл. — почти вдвое меньше своего бюджета. Чтобы голливудскому блокбастеру вернуть вложенные в него средства, его бокс-офис должен превысить размер бюджета приблизительно втрое. В случае с "Домом странных детей…" эта сумма составляет 330 млн долл. Однако пока что она выглядит как недостижимая мечта.

Без особого успеха прошел в кинотеатрах и другой фильм Тима Бёртона, который он выпустил в этом году. "Алиса в Зазеркалье", где он выступил продюсером, имела те же недостатки, что и "Дом странных детей…". Экстравагантные персонажи, колоритные образы и чарующая атмосфера не подкреплялись цельным увлекательным сюжетом. 

О том, что "Дом странных детей…" вторичен в карьере Бёртона, не сказал лишь тот, кого в связи с этим поглотило траурное молчание. 

На самом деле в главном герое Бёртон воплотил собственный автопортрет. Мальчик, попадающий в этот приют, способен видеть монстров, которые недоступны ничьим больше глазам. И, словно вторя судьбе самого режиссера, Джейкоб бросает все ради служения своему таланту. 

Но что делать парню в момент творческого кризиса? На этот вопрос Бёртон ему не ответит.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно