Тени оживают в полдень

8 февраля, 2008, 13:11 Распечатать Выпуск №5, 8 февраля-15 февраля

В Белых Столбах завершился традиционный, уже XII, фестиваль архивного кино. Были представлены разнообразные программы...

В Белых Столбах завершился традиционный, уже XII, фестиваль архивного кино. Были представлены разнообразные программы. В том числе спецпроекты, посвященные таким ретрозвездам, как Анна Маньяни, Бетт Девис, Леонид Кмит. А художественный руководитель кинофестиваля Владимир Дмитриев признался «ЗН», что украинские фильмы сегодня попадают в Госфильмофонд с большим трудом: как ни просили, но так и не дали нашумевшего «Мазепу» Юрия Ильенко.

В честь празднования века российского кино на фестивале были показаны все пять сохранившихся фильмов 1908 года: «Стенька Разин (Понизовая вольница)», «Русская свадьба XVI столетия», «Усердный денщик», «Драма в таборе подмосковных цыган» («Драма под Москвой»), «Свадьба Кречинского». Своеобразным посвящением киновеку стала и программа, представленная Российским государственным архивом кинофотодокументов (РГАКФД), куда вошли документальные, игровые картины и хроника 1909—1914 гг.

Какой же праздник без «Морфия»?.. То есть, конечно, его целлулоидного воплощения — фильма Якова Протазанова «Морфий (Член парламента)». Начал режиссёр снимать эту «наркотическую» версию «принца и нищего» с Иваном Мозжухиным в главной роли в 1919 году в Ялте, а закончил работу во Франции. Долгое путешествие картины завершилось в «Белых Столбах» после того, как сохранённую испанскими архивистами кинокопию отреставрировали итальянцы.

В традиционной фестивальной программе «Столетие великих» на киноэкран «возвращаются» Бэтт Дэвис, Анна Маньяни, Ростислав Плятт, Александр Форд, Хельмут Койтнер, Жак Тати, Дэвид Лин, Кира Андроникашвили, Александр Зархи, Роберт Морли, Леонид Кмит.

И где, если не в Госфильмофонде, праздновать столетие оператора Сергея Урусевского («Летят журавли»)? На фестивале была показана и картина Григория Чухрая «Сорок первый» с Изольдой Извицкой и Олегом Стриженовым. Впервые зрителям представили отреставрированную кинокопию — с прекрасным, живым цветом. Старый фильм словно вновь обрёл лёгкое дыхание, заворожив зрителя — кого в сорок первый, а кого и в пятьдесят восьмой раз.

Столетие Леонида Кмита, знаменитого Петьки из «Чапаева», было отмечено показом комедии «Однажды летом», снятой в 1936 году на «Украинфильме». Сценарий этой весёлой истории об участниках автопробега Киев—Москва написали Илья Ильф и Евгений Петров. Сам Кмит играет замечательно, но и партнёры у него прекрасные — тот же Игорь Ильинский, исполнивший сразу две роли.

Опосредованно Украина была представлена на фестивале снятым в 1926 году в Одессе (ВУФКУ) фильмом «Гамбург» (реж. Владимир Баллюзек).

Шпионская история о восстании в Гамбурге 1923 года. С Украиной, правда, связаны только места проведения съёмок. Фильм «Гамбург» лишь недавно попал в коллекцию Госфильмофонда, которая непрерывно пополняется: на фестивале были показаны «новые» жители «Белых Столбов»: «Люди дождя» Фрэнсиса Копполы (1969), «Каннибалы» Лилианы Кавани (1969), «Полоса тени» Анджея Вайды (1976).

Появился в собрании и девятиминутный анимационный фильм «Мойдодыр» (1927). Картину отреставрировал Чешский киноархив совместно с Госфильмофондом.

Вместе с Чешским киноархивом Госфильмофонд представил программу «Пражская весна», которая состояла из советских и чехословацких киножурналов, рассказывавших о вводе советских танков в Прагу в августе 1968 года. Госфильмофонд сотрудничает со многими киноархивами мира. В том числе и с украинским — «Центром имени Довженко». Хочется, чтобы в Украине наконец поняли, сколь велико значение киноархива в современном кинопроцессе.

«Белые Столбы» в программе «In Memoriam» вспомнили и ушедших в прошлом году Михаила Ульянова, Ингмара Бергмана. А программой «Фильмы-песни — предшественники видеоклипов» отрапортовали, что современные видеоклипы появились не на пустом месте и не вчера.
«…Просыпается с рассветом вся советская страна» — желающие могут петь вместе с бравым хором, и слова забыть не удастся: ведь на экране появляется текст (караоке чистой воды!). Другую песню «сопровождают» красноармейцы, анимационные и живые, матросы, шум набегающей волны и залпы орудий. Вот такое советское MTV…

На «Белых Столбах» ощущаешь непрерывность времени: прошлое и грядущее кино сливаются в его настоящем.

Хранитель прошлого — Владимир Дмитриев (первый заместитель генерального директора Госфильмофонда России и худрук фестиваля «Белые Столбы») — ответил на несколько вопросов «ЗН».

— Владимир Юрьевич, справедлива ли мысль, что в мире кино все новое — это хорошо забытое старое?

— Когда я был молод, думал, что в кино можно изобрести что-то новое. Потом понял, что после Годара и используемого им монтажа ничего кардинально нового уже не было. Со времён Эйзенштейна это главное нововведение. Потом атмосфера внесюжетного действия у Антониони. Все пришедшее после — лишь технологические новации, не более того.

— Какова участь украинского «киноконтекста» в Белых Столбах?

— А Украина в мире кино, на мой взгляд, все еще не воспринимается отдельно от России и СССР. Даже Довженко. Западу нужно показать, что украинское кино существует само по себе. Мне кажется, следовало бы составить презентационную программу, скажем, из восьми фильмов. Включить туда Довженко, Кавалеридзе, Савченко, Параджанова, Греся. Возможно, анимационные фильмы. И нужно выбирать картины с украиноязычными версиями. Следовало бы издать к этой программе каталог с подробным рассказом об украинском кино и запустить эту программу по всему миру в сети архивных кинотеатров. Таким образом в мире больше узнают об украинском кино. Сейчас существует определённый интерес к Украине — на этом можно было бы сыграть.

И украинскому киноархиву, на мой взгляд, следовало бы сконцентрироваться на коллекционировании украинских фильмов, снятых в период с 80-х годов по сегодняшний день. Их никто пока не собирал. А сделать это необходимо — и всё тщательно систематизировать. На киноархив неминуемо ляжет миссия по сохранению для мировой культуры кинематографического наследия независимой Украины, потому что никто, кроме него, заниматься этим не будет.

— Попадают ли к вам современные украинские фильмы?

— Миссия Госфильмофонда России по сохранению лент украинских киностудий, созданных в рамках единого пространства, именуемого многонациональным советским кино, так уж получилось, в основном завершается картинами конца восьмидесятых. А далее (особенно с 1992-го) для Украины начинается отсчет собственного кинематографического времени.

В последнее время в Госфильмофонд поступают только те украинские фильмы, которые выходят в прокат в России, как, например, «Аврора» Оксаны Байрак. Или картины, которые удаётся получить путём обмена между киноархивами. Так к нам попал «Фучжоу» Михаила Ильенко. А вот «Молитвы за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко нам так никто и не дал. К кому ни обращались — не дают!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно