СУБЪЕКТ НАСМЕШЕК - Новости кино, театра, искусства , музыки, литературы - zn.ua

СУБЪЕКТ НАСМЕШЕК

14 апреля, 2000, 00:00 Распечатать

Украинский телезритель, неприхотливый и дисциплинированный, сам того не подозревая, является гарантом происходящего на экранах...

Украинский телезритель, неприхотливый и дисциплинированный, сам того не подозревая, является гарантом происходящего на экранах. Его именем божатся, давая жизнь очередному шоу, на него ссылаются, продлевая агонию мертворожденного проекта. Парадоксальным образом зрительская аудитория одновременно является целью и орудием.Транснациональные компании оплачивают нехитрый досуг нищей Хацапетовки, за что последняя своими тремя сольдо вносит посильный вклад в мощь и процветание воротил и акул.

Общеизвестно, что добиться расположения избранницы проще, вызвав ее улыбку, нежели вовлекая в глубокомысленные рассуждения о судьбах мира. Поверхностная инвентаризация отечественного телеэфира показывает, что масса желающих привлечь внимание единственной и неповторимой уже истоптали все заповедные луга и, поднимая пыль, носятся по кругу, огороженному флажками рейтинга. С ликующим ржанием табун спускается на водопой, пыль оседает, и становится заметно, что имя им — легион, что издавая шум и создавая суету, они только маскируют свое малое количество — и как им попенять за качество?!

Неизжитый провинциализм и хроническая бедность идей так же проявляются в юмористической составляющей телерынка, как и во всех остальных его сегментах. Грешный плод любви к зрителю двух крупнейших негосударственных телекомпаний — «Интера» и студии «1+1» — имеет врожденные пороки и страдает наследственными болезнями. Развлекательная продукция российских телеканалов любого уровня предлагается как образец для подражания; программа, возникшая на одном канале, без качественных изменений обнаруживается на другом; проект, успешно продвигаемый одним, с небольшими отличиями повторяется конкурентом — вот характерные черты войны за аудиторию. В ходе боевых действий взвод разведчиков был послан с заданием взять языка и вернулся в расположение части обезоруженным и под конвоем Великого и Могучего.Под покровом последовавших переговоров и консультаций был мобилизован Суржик, призванный внедриться в тыл врага под видом эсперанто с целью разложить моральный дух противника в обозримом будущем до молекулярного уровня.

«Возвращается муж из командировки, а у жены в постели трое: Брежнев, Штирлиц и Чапаев». Советская действительность на протяжении десятилетий питала фольклорную традицию сопротивления, идеологические штампы отражались в народном сознании как в кривом зеркале, ханжество и лицемерие непрестанно порождали неподцензурные слова и выражения и придавали привычным идиомам новое значение. Неиссякаемый кладезь анекдотов послужил основой популярности телешоу «Белый попугай», однако личности участников программы сделали ее уникальной в своем роде. Дальнейший процесс использования анекдотов как формообразующего элемента принял характер золотой лихорадки. Нещадная эксплуатация плодоносной жилы устного народного творчества привела к тому, что сначала произведение безымянного автора разыгрывается Олегом Филимоновым («Джентльмен-шоу», канал «Интер»), а время спустя, для тех, кто не понял, его повторяет остроумец из «Золотого гуся» (студия «1+1»).

Однажды найденная идея клонируется и беспардонно тиражируется до бесконечности. Камерное шоу Валерия Хаита «Фонтан-клуб» (режиссер Я.Кузьменко, «1+1»), где на сцене присутствуют по очереди гость и хозяин студии, напрямую общающиеся с немногочисленной публикой, находит творческое развитие в «Новых одесских рассказах» (режиссер Н.Хохлова- Покровская, «Интер»), где солирует Яков Левинзон, напрямую общаясь с немногочисленной публикой.

Кстати, о скромном обаянии Хаита. На канале, где давно в чести напор и безапелляционность, отрадно слышать старомодную интонацию ироника, прожившего долгую и счастливую жизнь автора, востребованного во все времена. Все эти годы В. Хаит обрастал знакомствами, и пришла пора и нам познакомиться поближе с людьми, коих непривычно видеть в предлагаемых обстоятельствах юмористического шоу (например, Николай Дроздов, милейший человек, сумел одним своим присутствием вытянуть программу).

Нормой сегодняшнего телевидения стало, что наличие имени режиссера в титрах программы — это единственное место, где он оставил свой след. Ярких, динамичных зрелищ с использованием телевизионных технологий нет, есть статичное комикование отдельных граждан. В одном из выпусков «Новых одесских рассказов» мизансцены были продуманы настолько тонко, что внушительная фигура О. Филимонова всякий раз скрывалась за спинами ведущих диалог. Пример Олега, в несменяемом состоянии кочующего из программы в программу, предметно иллюстрирует сказанное выше. Его природные задатки шоумена без должной режиссуры так и остаются на однажды заявленном уровне.

Метод контрпрограммирования, когда на трансляцию КВН из Москвы отвечают созданием своего, доморощенного Клуба веселих та кмiтливих, на шоу отвечают шоу, на удар отвечают ударом — ведет к жанровому однообразию и лишает зрителя выбора.

Краса и гордость канала «1+1» Виктор Андриенко и Валентин Опалев ушли от комедии затрещин («Шоу долгоносиков») и бредут по дороге разочарований («Полное мамаду»). Творческий поиск привел к тому, что авторы и исполнители нашли то, что им в принципе не принадлежит, а именно — народное достояние.Трудно считать открытием ставшую расхожим приемом отечественного ТВ экранизацию анекдотов, когда на шампур прямолинейного сюжета нанизываются без разбору и собственные находки, и остроты тридцатилетней давности («Четыре мгновения инспектора Петренко», режиссер В. Андриенко). Есть ли смысл обнародовать промежуточный результат, а вторичный продукт выдавать за синтез последних достижений — это решает каждый за себя. Всякие ссылки на рейтинг, что вымахал по самые гланды, в данном случае неуместны, как и «консервированный» смех. Ибо с талантов спрос особый. Талантливые актеры могут ошибиться и развиваться дальше, а могут уверовать в собственную непогрешимость и со временем превратиться в карикатуры на самих себя. Высокий рейтинг не является индульгенцией или охранной грамотой.

Не так давно в спальный вагон к Верке Сердючке («СВ-2000», канал «1+1», режиссер Святослав Феофилактов) пожаловали хлопцы из сборной команды КВН культурной столицы России — города Санкт-Петербурга. Молодые люди решили для себя сделать отхожим промыслом исследо- вание отхожих мест во всем их разнообразии. Даже траченная жизнью Верка-проводница не нашлась, что сказать в ответ. (К слову, подобное с ней происходит не впервой: очень часто дамочка реагирует на происходящее в студии отдельными, ничего не значащими междометиями, что выдает ее с головой, как не готовую к встрече гостей). Конечно, низкий жанр предполагает демократичность затрагиваемых тем, но если нет ограничений, то почему выбор так ограничен? Общим местом КВН-овских шуточек советского периода были тещи, деканы и пьяницы. Свежий ветер перемен, реабилитировав веселых и находчивых, легализовал секс и евреев. Последними завоеваниями свободы стали наркотики, гомосексуалисты, украинцы, естественные надобности в ассортименте.

Природа юмора кроется в несоответствии формы и содержания, противопоставлении внутреннего состояния и внешних его проявлений, неадекватности намерений и полученных результатов. Смех, вызываемый щекоткой, отличается от улыбки, вызванной игрой ума, комбинация из трех пальцев требует меньших усилий, нежели комбинация слов.

Скорбный час украинского юмора настает, когда на вахту заступают Владимир Данилец и Владимир Моисеенко (программа «Проснись и пой», режиссер Евгений Перебийнос, канал «Интер»). Самое время звонить во все колокола, призывать к ответу, жаловаться в общество защиты прав потребителей на сплошной обман, недовес и низкую культуру обслуживания. Все попытки этой пары вызвать смех просто смехотворны, их скучный труд скорее напоминает освоение секса фригидной женщиной при помощи импотента, — сколько сил затрачено, а толку никакого, и смотреть на происходящее как-то неловко. Словом, зрелище на большого любителя, в котором явно прослеживается тенденция на создание фрик-шоу, что вряд ли имеет право на жизнь в наши политкорректные времена. Что же, чем рогаты, тем и рады.

Первый общенациональный канал либо игнорирует массового зрителя, либо не хочет давать лишний повод для смеха. В этой связи вспоминаются слова шефа рекламной службы компании «Пепси-кола», ответившего на упреки в технической отсталости: «Зачем нам компьютерная графика, если у нас есть живой Майкл Джексон?»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно