Миф, потерявший социальную значимость, становится сказкой.
И.Тронский
Когда автор брался за изучение темы «Фольклорные корни украинских PR», он не ожидал, что это заведет его так далеко. Оказалось, что в мифах и сказках народов мира отображены многие события, имевшие место в нашей истории. События, которые мы ожидаем или встретим неподготовленными, также не обошли вниманием далекие предки. В прошлом году украинский Президент дважды пообещал сделать парламентариям страны обрезание, невзирая на религиозные и половые различия. Единожды он предложил сделать им же пересадку костного мозга. Эти мирные инициативы подробно освещались СМИ, в обществе активно велись дискуссии о правомочности предполагаемых шагов. Тогда казалось очевидным, что подобные фантазии выражаются публично для того, чтобы произвести хорошее впечатление, и нет необходимости истолковывать их как свидетельство близких перемен.
Однако осенне-зимний сезон не только пополнил антологию крылатых фраз первого лица и обнаружил некую стилистическую преемственность, но и показал, что не всегда слова расходятся с делами.
Обряд
Процедура
Торговля лицом и ежедневный кастинг стали обязательным элементом программы для людей, привычных к закулисной тиши, но готовых порой превзойти тех, кто варится в соку прожекторов ввиду профессиональной принадлежности. Публичные фигуры выстраивают свои отношения с окружающим миром по законам окраины, а их норовят взять под уздцы и отвести в стойло отработанных PR-методик.
Взвод взмыленных пресс-секретарей и референтов, приставленных объяснить народу нечаянную радость оговорки, мычит или комкает фразы, а объект всеобщего обожания продолжает грезить о поголовном обрезании и пересадке костного мозга. Страна по уши в прошлом, там и следует искать мотивацию поступков и этимологию выражений.
Но отыскивать корни в засаленных анекдотах или эстетике частушек означает пойти по ложному следу. Попытки проследить историю предмета привели нас к институту посвящения, имеющему тысячелетние традиции, суть которого в том, что юноша, прошедший муки инициации, становился полноправным членом родового сообщества.
Ритуал сопровождался телесными наказаниями и повреждениями. Что крайняя плоть — выбивали зубы, ломали кости, жгли огнем. Дети должны были пить мочу своего учителя, их забрасывали испражнениями животных. На вопрос о смысле этих жестокостей исследователи отвечают, что истязания преследовали цель простую и понятную — заставить беспрекословно слушаться старших. Иногда подобное обращение объясняют желанием изменить количественный состав населения в угоду его качеству.
Мальчики, подготовляемые к инициации, находились вне действия обычных правил и законов; получая право на разбой и насилие, воровство и вымогательство, они оказывались по ту сторону добра и зла.
Обряд инициации был условием приема в мужской союз, чья внутренняя жизнь была тайной для непосвященных. Этим союзам часто принадлежала политическая власть в племени. Но там, где уже выработалась роль вождя, мужские союзы играли только служебную роль и не имели власти как организация.
Регламент
При желании можно найти массу параллелей в политической жизни Украины. Связь времен заметна во всех удачных и неудачных предвыборных дацзыбао последних лет. Но они используются неосознанно, и поэтому эффективность их с интересующей нас точки зрения ничтожно мала. А нас привлекает именно соответствие имиджевых стратегий национальному характеру, совпадение менталитета и мировых стандартов, выстраивание образа по законам восприятия, свойственным данной территории и прилагаемому к ней народонаселению.
Постмодернистское правило валить в кучу все, что плохо лежит, нашло применение в PR-технологиях, практикуемых в нашей стране. Политический лидер навязывается гражданам как стиральный порошок или сборник популярных песен. В пакете благоглупостей, состоящем из масштабных интервью, газетных подвалов, ток-шоу, реакция потребителя не предусмотрена, все сделано в расчете поразить воображение заказчика. Клиническая предрасположенность к предсказуемости — свойство, отличающее молодых профессионалов, которые промышляют маркетингом, не отрывая взора от страниц учебника.
Сюжет
Процедура
Солнце украинских PR — Павел Лазаренко — регулярно восходит на западе. Одно время оставленный им народ имел неосторожность забыть о кудеснике и отвлечься на более актуальные вопросы. Смирились: нет Павлика — нет и рилейшн. Но суровая необходимость поддерживать у избирателей выборные рефлексы и вредная привычка последних обращаться к урнам в поисках пропитания, но отнюдь не желания изъявить волю, и побуждают общественность вернуться к источнику всех бед.
Коррупция — общее место долголетних заклинаний — есть не что иное, как змей — сложный и противоречивый персонаж мирового фольклора. Победоносное сражение с чудовищем использовали в своих целях все мировые религии — от буддизма до христианства.
Обращает на себя внимание парадоксальный дуализм змея, его способности на труд и на подвиг оборачиваются вероломством и неизбывной тягой к поборам и вымогательствам.
В начальной стадии своего развития водяной змей правит водами на благо людям, обеспечивает плодородие почвы, выступает гарантом обильного урожая. Но уже поздние сюжеты вскрывают факты злоупотребления властью: змей либо задерживает подачу воды, создавая засуху, либо устраивает потоп.
Со временем чаемая функция распределения водных потоков от мифологических существ переходит к богам, они берут власть в свои руки, принимают на себя управление водой и сами распределяют ее в интересах скотовода и хлебопашца.
Эволюция имиджа соответствует степени развития культуры народа, поэтому принципиальные новации становятся нормой тогда, когда для этого возникает соответствующая база.
Смена образа доброхота на репутацию злодея происходила постепенно, по мере образования государственности. В духе требований новой идеологии змей получает смертный приговор. Для его исполнения выписывается герой, способный сокрушить чудовище в открытом бою, покрыв себя славой спасителя человечества.
Перед финальным раундом противники разогревают себя перебранкой, в которой каждая сторона конфликта выпячивает свои достоинства и маскирует недостатки. По ходу дебатов выясняется, что змей каким-то образом знает о герое достаточно много.
Не потому ли герой убивает супостата, что он сам не чужд всему змеиному? Так как он плоть от плоти его подобие, то ему вполне по силам сразиться с ним насмерть.
Что происходит в дальнейшем — всем известно. Головы падают одна за другой, снова возникают на прежнем месте, пока не будет отрублен огненный палец, что тянется к кнопке, которая задействует механизм отрастания голов. Змея нельзя считать убитым, пока не будут вырезаны язык и глаза, не сожжены головы и туловище. Но и это еще не означает смерти гидры — коррупции — ведь герой может занять вакантное место змея...
Регламент
Все сказки в своей концовке мало отличаются друг от друга. Разнообразие присуще завязке сказочного сюжета, серединная часть и финал — постоянны, скованные логикой торжества справедливости. Не стоит упрекать предков за отсутствие фантазии, лучше научиться использовать один и тот же композиционный элемент так же изобретательно, как и безвестные авторы.
Надеждами на доверчивость соплеменников можно объяснить эксплуатацию заезженного сюжета, потерей бдительности можно оправдать нагромождение скоропалительной лжи.
Мораль как отмирающий институт по инерции влияет на этику отношений по горизонтали. Вертикальные конструкции не выдерживают порывов ветра и рушатся, погребая под собой напрасные надежды на вечное царство.
Души умерших обладают магической силой красть души живых. Мертвый хватает живого, шагу не дает ступить. Бог времени Хронос пожирает своих детей, чтобы дать им божественный статус. Так выглядит связь времен, так прошлое прорастает в настоящем.
Гипотетическую душу стоит поберечь хотя бы из соображений бережливости. Или из вредности. Вокруг столько желающих овладеть бесхозной субстанцией, что нормальной реакцией выглядит стремление сохранить ее в целости и сохранности. И лучше поостеречься всяких самозванцев, что без устали напоминают о своем происхождении, ибо в Книге мертвых есть слова: «Я один из вас, имя моей лодки — собиратель душ».